Эксклюзивный отзыв на фантастический триллер «На краю ужаса» (Al filo del terror, Мексика, 1992), только для сайта КЛУБ — КРИК.
Ожившие куклы в фильмах ужасов – явление не то, чтобы обыденное, но достаточно распространенное. Братья и сестры незабвенного Чаки периодически возникают в кадре, чтобы свершить свое черное дело в отношении представителей рода человеческого и вдоволь попугать тех, кто находится по эту сторону экрана. В свою очередь, мексиканский режиссер Альфредо Кревенна за свою богатую творческую жизнь немало поднаторел в использовании популярных сюжетов, снимая кино, по большей части, непритязательное, но достаточно крепкое, чтобы завоевать популярность в родной стране. Поэтому ждать от фильма о живых марионетках, снятого этим умелым ремесленником, откровений не приходилось, но надеяться на в меру интересное и динамичное кино было можно.
Но на деле все оказалось немного не так. Сценарий «На краю ужаса», написанный автором многих сюжетов для мексиканского коммерческого кино Карлосом Вальдемаром, получился оригинальнее и интереснее, нежели его реализация. Так что остается только пожалеть, что идея фильма не попала в руки талантливого художника, например, такого мастера хоррора, как Карлос Энрике Табоада, а была использована куда менее даровитым, зато неутомимым тружеником Кревенной. Кто знает, не получился ли бы тогда еще один шедевр, подобный «Каменной книге»? Ведь главная движущая сила интриги в «На краю ужаса» та же самая, что и в замечательном фильме Табоады, послужившем в свое время источником вдохновения для еще одного гениального мексиканца Гильермо дель Торо при съемках «Лабиринта Фавна». То есть столкновение сказочной вселенной детских фантазий с грубой реальностью взрослого мира. К сожалению, Кревенна не был ни Табоадой, ни дель Торо. А потому и снял просто еще один фильм из числа тех, что американские прокатчики недрогнувшей рукой заносят в свою «категорию «B» рядом с недорогими боевиками и незатейливыми комедиями.
Центральный персонаж «На краю ужаса» – шестилетняя дочка кукольника Эль Григо – точно также, как и Сильвия из «Каменной книги», и Офелия из «Лабиринта Фавна» живет в придуманном ей мире, потому что мир внешний относится к ней не слишком доброжелательно. Ее отец, наверное, по своему любит дочь, но куда больше он любит блеск софитов, сцену и успех у зрителей, перед которыми выступает со своим кукольным шоу. А любимый дедушка не в силах заменить внучке отсутствие матери. Вот и становятся отцовские куклы для маленькой Карлиты лучшими друзьями. Когда никто не видит, они вылезают из своих футляров и делятся с девочкой своими сокровенными мыслями и мечтами, которые точь в точь совпадают с мыслями и мечтами шестилетнего ребенка. Вот только на сцене у Эль Григо дела идут все хуже и хуже: его шоу проваливаются одно за другим. И после очередного такого провала кукольник в ярости разрубает топором свою лучшую куклу. Совершая, таким образом, самое настоящее убийство с точки зрения своей дочери.
Такое развитие сюжета открывало перед режиссером массу возможностей для разговора о пересечении детского и взрослого миров, о философии воспитания, об ответственности за «тех, кого приручили» (говоря словами Сент-Экзюпери), вот только Кревенна их все вполне сознательно оставил за кадром, предпочтя просто рассказать занимательную историю, которая чем дальше, тем сильнее запутывалась, закольцовывалась и… парадоксальным образом теряла интригу. Ход с подменой куклы живым ребенком остается всего лишь поворотом сюжета, без каких-либо подводных камней и притчевых обобщений, а прогрессирующее безумие героя позволяет легко оправдать «оживление» его марионеток. Ведь мир сумасшедшего и мир шестилетней девочки перекрестить между собой куда легче, чем миры фалангиста-мизантропа и его мечтательной приемной дочери (опять-таки возвращаясь к «Лабиринту Фавна»).
Создатели «На краю ужаса» пошли по самому простому пути, обозначив оригинальную идею, они реализовали ее средствами среднестатистического триллера. Насытили действие саспенсом, умело подвели к кульминации, заставили зрителя переживать за судьбу Карлиты и ее кузины, даже кукол создали ярких и запоминающихся. Но все равно остается впечатление, что из всего этого можно было сделать гораздо больше, чем просто еще один мексиканский триллер из тех, что за пределами этой страны называют «мексплотейшен».
Добавить комментарий