Фильм «Заклятие» 2013 года режиссера Джеймса Вана буквально в первые дни североамериканского проката сумел полностью окупиться и получить доселе невиданное для картины в жанре ужасов одобрение критиков. На первый взгляд, не добавляя в жанр ничего нового и экстраординарного и оставаясь, в первую очередь, художественным произведением, в котором факт реальности произошедших событий лишь кажется заманивающим маркетинговым ходом (все-таки больше в основу сюжета ленты лег написанный Андреа Перрон роман «Дом света, дом тьмы»), «Заклятие» умеет мастерски напугать и заворожить зрителя, ибо Джеймс Ван не только великолепно владеет элементами саспенса и искусства ужаса, но и сочетает в фильме несколько поджанров хоррор-мифологии с явными уважительными отсылками к классическим образцам. Потому «Заклятие» это:
1. Фильм ужасов о доме с привидениями. Дом, населенный призраками — первостепенный элемент всей готической литературы, которая лежит в основе сюжетов многих фильмов ужасов и ныне. Большинство подобных историй стали заезженными художественными штампами, однако «Заклятие» демонстрирует всяческое стремление перебороть эти клише в жанре, качественно переосмысливая их в рамках ровно развивающегося сюжета, в то же самое время пересекаясь общими элементами как с самым успешным хоррором конца 70-х годов «Ужас Эмитвиля» (реж. Стюарт Розенберг, 1979 год), так и с недавними «Синистером» и «Женщиной в черном», давая на выходе самодостаточный и стильный хоррор, заставляющий восхититься мастерством постановки Джеймса Вана, создавшего из банальной истории весьма небанальный кинематографически хоррор о доме с призраками, в котором все пугающие моменты действительно пугают, а сам фильм выглядит весьма реалистично.
2. Хоррор об экзорцизме. Одержимость демонами издавна была предметом устрашения и легла в основу приличного количества легенд и басен, которые, в свою очередь, стали базисом и для хоррор-мифологии. Оглушительный кассовый и художественный успех «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина в 1973-м году привел по сути к эксплуатации темы экзорцизма и демонических проявлений вплоть до нынешнего момента и данная тема давно уже перестала быть по-настоящему страшной и интригующей. Однако «Заклятие» Джеймса Вана демонстрирует иную тенденцию, ибо режиссер вдохнул в тему экзорцизма в своей последней картине новое дыхание, не преминув сделать и реверанс в сторону классики Фридкина. Одержимость в данной ленте предстает как оружие, разрушающее мирное существование обычной семьи; демон предстает олицетворением тогдашнего смутного времени и по сути события 70-х годов в фильме ложатся и на современную реальность. Демон, терзающий детей и их ни в чем неповинных родителей, разрывает их мирное бытие, как и Дьявол, вселившийся в Риган МакНил, являясь метафорой надвигающихся перемен. Едва ли большинство современных хорроров могут похвалиться столь сильной идеологической подоплекой, характерной лишь только для классики жанра.
3. Психологический фильм ужасов. «Заклятие» выделяется также и довольно небольшим количеством крови и полным отсутствием расчлененки в кадре, являя собой классический пример продуманного и выверенного фильма ужасов психологического характера в стиле Хичкока. Джеймс Ван для устрашения зрителя, в первую очередь, использует саспенс и превосходное нагнетание атмосферы, за воссоздание которой следует благодарить оператора Джона Р. Леонетти и композитора Джозефа Бишару. Фильм буквально выматывает зрителя ощущением приближающегося ужаса и даже в относительно спокойных сценах фильма сквозят нотки тревоги. Почти полное отсутствие в ленте теплых тонов придает картине дух леденящий вкупе с жутким прологом, вводящем зрителя в саму суть дальнейшей мрачной и неторопливой тональности фильма.
Невозможно не отметить великолепную игру актеров, занятых в фильме. Блестяще исполненные Лили Тейлор, Верой Фармигой, Патриком Уилсоном, Роном Ливингстоном, а также детьми-актерами персонажи в картине выглядят цельными и живыми; на всем протяжении фильма зритель сопереживает героям, ожидая в финале столь необходимого катарсиса.
Всем без исключения поклонникам фильмов ужасов и мистических триллеров, всем интересующимся качественным кинематографом киноманам я настоятельно рекомендую этот едва ли не самый лучший фильм ужасов 2013 года.
У нас на сайте уже четыре рецензии на этот фильм — и все отменные! Вот что значит хороший фильм! Спасибо!
Такие фильмы ныне редкость в жанре хоррора, к сожалению.