80 лет орган играл в церкви. Теперь его дни сочтены, и инструмент подлежит замене. Но старый органист Моффат чувствует, что инструмент давно уже живет собственной жизнью и не собирается умирать без боя…
«Ударная волна» — своеобразный рассказ Ричарда Матесона на тему «одушевленных» вещей, которые способны чувствовать, бояться, гневаться и убивать. В данном случае механическим монстром выступает церковный орган, способный мощной звуковой волной разрушить до основания родную обитель. Но главная мысль произведения отнюдь не во внезапной кровожадности музыкального инструмента, а в более глубокой идее неприятия старости не вещью, а живым человеком. Фактически страх перед дряхлостью и неизбежностью скорого конца испытывает не орган, а старый музыкант Моффат, и его ужас перед смертью аккумулирует дьявольские силы, способные посредством громогласной музыки инструмента сеять чудовищные разрушения. Достаточно простая задумка мастерски реализована Матесоном посредством пера, когда в маленьком рассказе напряжение стабильно растет, чтобы в финале взорваться яркой сценой, визуально достойной эпизода из зрелищного выскобюджетного кино. Незамысловатый, но качественный литературный мистический триллер.
Как-то я проморгал новость о смерти Ричарда Матесона: 23 (!) июня этого года…