Представьте себе ситуацию: папа с сыном отправляются в турпоход, и в лесу папа ломает ногу. Теперь его сыну нужно одному пройти через глухой лес, чтобы спасти себя и отца. Просто? Эффектно? Наверно, да. Нужно на это тратить 130 миллионов долларов? Наверно, нет. Так зачем же было на эту оригинальную версию сценария навешивать скай-фай навороты про покинутую тысячу лет назад Землю, про супертехнические гаджеты, про неумолимых слепых (?!) хищников и про бесстрашных самураев-призраков? История-то от этого лучше не стала!
Фильм «После нашей эры» рекламируют, как новый фильм семейки Смитов: звездного Уилла и младшенького Джейдена – они уже успешно переносили свои семейные отношения на экран в фильме «Погоня за счастьем». И правильно делают, потому что имя М. Найт Шьямалана после многочисленных провалов («Повелитель стихий», «Девушка из воды», неоднозначное «Явление») скорее отпугнет зрителей, чем привлечет. А, между тем, в фильме больше «шьямалановского», чем «смитовского». Популярный комик за весь фильм почти ни разу не улыбается, не танцует и не поет. Вместо геройской деятельности он большую часть фильма лежит в обломках корабля со сломанной ногой. И девушки вокруг него не вьются, а сплошь солдафоны или монстры.
А вот шьямалановская рука видна в смелом нагромождении хаотических деталей: откуда на «Новой Земле» специальные такие слепые монстры, заточенные под охоту на людей? Почему изо всех планет в космосе герои сваливаются именно на самую-пресамую запретную? Почему опаснейший хищник перевозится чуть ли не в паре метров от пассажиров, за тканевой перегородочкой? Ну, и конечно, психологический финт — в самый ответственный момент трясущийся от страха, уставший и израненный мальчишка, которого только что монстр долбанул головой об камень, внезапно обретает ледяное бесстрашие. Почему?
Шьямалан редко дает ответы – у него странности в кадре просто происходят. Галопом по его фильмам: Мальчик видит мертвецов. Героя Уиллиса нельзя убить. Инопланетяне вытаптывают на кукурузном поле круги. Растения начали выделять токсины, провоцирующие у людей самоубийство. Если всё это возможно, то почему бы мальчику не стать супергероем усилием воли.
А ведь вопрос-то Шьямалан формулирует интересный. «Опасность – реальна. Страх – это выбор». Эта фраза зацепила еще во время просмотра, ее даже на постер вынесли. Но ведь все не так просто, верно? Если опасность – реальна, то герой – каким бы психологически продвинутым не был – должен понимать, что через секунду его, например, сожрет зверь. А если не его, так его близких. Неужели бесстрашный герой Уилла Смита, глядя на экранах в режиме реалити-шоу, как его сына вот-вот съедят/заморозят/расплющат, ничего не испытывает? Как зритель должен относиться к такому герою?
Или взять ключевой эпизод из прошлого, в котором маленький Китай (да-да, так мальчика зовут, не удивляйтесь) спрятался от монстра в непроницаемом «домике» и видит, как монстр преследует его сестру. Насколько я понял, его отец остался недоволен тем, что сын не вылез из «домика» и не поспешил на помощь. Да что ж это за отец такой? Он бы предпочел потерять обоих детей?
Оставив за скобками этот сомнительный шьямалановский психологизм, остается смотреть «После нашей эры», как захватывающее приключение — словно толкиеновский Фродо, Китай идет из пункта А в пункт Б, чтобы свершить свою самоубийственную миссию. Но тут зрителю предлагают на удивление мало, учитывая размах постановки. Несколько рассерженных обезьян, слизняк-прилипала, орел и нарисованные тигры, плюс «бонусный» зверь Урса, в победе над которым с самого начала нет никаких сомнений. Да и легкость, с которой Китай преодолевает эти преграды, разочаровывает.
Наконец, просто обидно, что всю «приключенческую» часть фильма Смит-старший проводит лежа в развалинах корабля. От фантастического боевика с Уиллом Смитом ожидаешь больше экшена, как в «Я, робот» или «Я легенда». Смит-младший, конечно, молодец («Карате-пацан» — отличный ремейк), и папа щедро дает ему фору, но почему-то кажется, что лучше ему будет в фильмах, не заслоненных тенью его именитого папаши.
Страница фильма «После нашей эры»
Также читайте:
Видимо мальчика так странно назвали в память о прошлой работе с Джеки Чаном 🙂
Тогда бы назвали «Чайна». А его по английски так зовут — Kitai!
А это чтоб никто не догадался 🙂