История создания фильма “Миссия Серенити” в общем-то удивительна. Ведь далеко не каждый, даже самый успешный сериал с кучей сезонов обзаводится полнометражным продолжением. В случае же с “Светлячком”, который был бесцеремонно закрыт после трансляции всего 11 из отснятых к тому времени 14 эпизодов, случилось нечто похожее на чудо – Джосс Уидон сумел заинтересовать материалом продюсеров студии Юниверсал, после чего те не только выкупили права на сериал, но и запустили в производство полнометражный фильм по его мотивам.
Итак, в целом, базовая сюжетная линия перекочевала в фильм без изменений, потому пересказывать ее не вижу особого смысла – достаточно просто посмотреть кино. Но при этом, абсолютно все сцены и диалоги были сокращены. Некоторые в меньшем масштабе — например, сцену представления Серенити, снятую почти одним планом, мы увидели с относительном незначительными урезаниями в плане диалогов.
От многих же других осталась буквально пара кадров. Скажем в фильме, между сценой бегства Мэла и Инары из дома учений и отлетом с планеты проходит секунд 30. В сценарии же присутствует большой эпизод, где герои вначале отстреливаются от солдат Альянса. Затем Мэл, чтобы распугать охраняющих шаттл солдат, кидает в них гранату, которая оказывается ненастоящей (этот эпизод был даже снят). Затем, в погоню за шаттлом бросаются два истребителя Альянса, и в конце концов путь приводит беглецов в горы, где в ходе зрелищного маневрирования, им удается заманить преследователей в ловушку.
Другой пример – эпизод, где Мэл обстреливает из пушки корабль Пожирателей, после чего весь их флот бросается в погоню за Серенити. В фильме следующая сцена происходит уже на орбите планеты господина Вселенная, где Серенити поджидает ничего не подозревающий о назревающих неприятностях флот Альянса. В сценарии же присутствовала длинная сцена погони Пожирателей за Серенити, где корабль героев проходил через метеоритный дождь, и абордажная группа Пожирателей в прямом смысле слова высаживалась на корабль, после чего облаченный в скафандр Мэл сражался с ними на корпусе Серенити..
Вырезанными оказалось множество небольших линий и диалогов. Например, выяснялось что все это время Саймон не отвечал на знаки симпатии со сторон Кэйли по причине того, что Мэл как-то пообещал всадить ему пулю в горло, если он позволит нечто подобное. Пастор Бук в этом сценарии все еще был членом экипажа Серенити и участвовал в действии от начала и до самого конца. Что же касается предводителя общины на планете-убежище – то это изначально был совершенно другой персонаж, которого звали Дрезден. Позже в сценарии присутствовала сцена, когда Серенити прилетала туда как раз во время атаки кораблем Альянса колонии. Чтобы победить противника на не имеющем вооружения корабле, Уошу приходилось идти на таран.
Оперативник в этом скрипте представлялся по имени (его звали Джуд). Присутствовала отличная шутка в сцене последней битвы, когда Джейн пытался “активировать” боевой режим Ривер Пожирателей, распевая песню из той самой рекламы.
Но самое большое отличие заключалось в судьбе персонажей – в начальном скрипте Уидона не погибал ни один из 9 героев сериала. Почему же ему в конце концов пришлось изменить это? Дело в том, что в случае успеха фильма продюсеры хотели иметь возможность быстро запустить сиквел в производство. Для этого разумеется требовалось гарантировать участие всех исполнителей главных ролей. Но у некоторых актеров на тот момент не было возможности юридически подтвердить свое участие в сиквеле — и потому Уидону пришлось выбрать меньшее из двух зол и убить их персонажей, чтобы фильм все же получил зеленый свет.
В общем и целом, несмотря на вырезание трети оригинального материала, Уидону удалось сохранить целостность сюжета на плаву и вложиться в бюджет. А денег на съемках постоянно не хватало – и среди допматериалов фильма можно найти несколько удаленных сцен, которые не были закончены как раз из-за нехватки денег.
Когда я в первый раз смотрел “Миссию Серенити”, то вообще не знал ни о каком сериале. Но при просмотре чувства “оторванности” и ощущения того, что не хватает какой-то важной для понимания сюжета предыстории у меня ни разу не возникало. Так что, по крайней мере в моем случае Уидон выполнил одну из поставленных самому себе при написании сценария задач, и сделал фильм достаточно самодостаточным, чтобы человек, не имеющий понятия об оригинале, мог вполне спокойно смотреть его.
Правда, как все мы знаем, в итоге эти ухищрения ни к чему не привели. Преданные фанаты конечно способны творить чудеса, но в данном случае похоже что их аудитория просто оказалась слишком маленькой, а новых поклонников студии зацепить не удалось – возможно опять же из-за отсутствия денег на маркетинг, возможно из-за упора на позиционирование фильма в качестве продолжения сериала, чьей аудитории в итоге не хватило чтобы обеспечить окупаемость.
С тех пор прошло уже почти 8 лет. За эти годы появлялись самые безумные слухи, насчет возможных сиквелов. После шутки Натана Филлиона о том, что будь у него деньги, он бы выкупил права на “Светлячка” и запустил второй сезон сериала, фанаты чуть было не организовали компанию по сбору для него средств. Появление сервиса Kikcstarster снова подогрело ожидания, но вскоре Джосс Уиддон опять похоронил все надежды объявлением о том, что не все так просто и в любом случае у него пока нет времени для подобных проектов.
Так что более чем вероятно, что никакого продолжения в форме фильма или хотя бы второго сезона мы так и не увидим. Конечно, все фанаты знают, что сигнал не остановить, но и желание индустрии минимизировать риски тоже в общем-то непобедимо. Тем более, что материал и так приносит прибыль за счет мерчендайзинга – и кто сейчас убедит студию, что сними она еще один фильм, он в этот раз точно окупится?
Но с другой стороны, если бы не настойчивость Уидона и доля некоего везения, то история экипажа Серенити так могла и ограничиться лишь 14 эпизодами сериала, закрытого из-за низких рейтингов и не имеющего вообще никакого формального завершения. А это, согласитесь, было бы намного хуже…
Как-то начинал смотреть сериал «Светлячок», но забросил. Отчего-то не понравился.
Мне сериал кстати говоря с первого раза (смотрел сразу после фильма) не зашел. Тем более что смотрел в далеко не самом лучшем переводе — а так конечно очень много юмора в диалогах.