Данный мистический фильм ужасов основывается на реальных событиях, занесённых в книге-бестселлере Джея Энсона (Jay Anson), который записал откровения семейства Лутц, утверждающих о существовании сверхъестественных событий, произошедших с ними в реальности. Дело в том, что названная пара с детьми в 1975-ом году, вселилась в дом в Амитивилле, где ранее произошла загадочная трагедия с сумасшедшим, слышавшим некие «голоса», немотивированно расстрелявшим родных. Лутцы не продержались и месяца, сбежав из проклятого места, рассказывая о зловещих невидимых силах…
Так родилась на свет одна из популярных американских «городских легенд», которая, к слову, развенчалась весьма прозаически, выказав въехавшую семью в свете шарлатанов, пожелавших прославиться благодаря жилью с дурной славой. Тем не менее, в своё время (в 79-ом году) выход рассматриваемой постановки снискал расположение публики, принеся внушительные финансовые дивиденды и положительные отзывы критиков, отчего картина заняла престижное место в пантеоне мистических фильмов, зародив огромную франшизу в около десятка (!) продолжений, которые выходят поныне и явно не думают прекращаться во благо размытых тематических границ и не слишком внятного качества. Думаю, про недавний ремейк 2005-го года упомянуть будет не лишним.
Абстрагируясь от нарочной выдумки, авторски желаемо разрекламированной с претензией на реальные факты, и подходя к произведению непосредственно, как к кинематографическому представителю мистической истории, просмотр вызывает умеренные положительные эмоции, однако дискуссионных моментов хватает сполна. Если первоначально говорить о каких-то неудачах, то лента абсолютно никак не может похвастать идеально выверенной работой, а для людей, имеющих, с чем сравнивать в жанре и подавно. Например, приблизительно в одно время с «Ужас Амитивилля» («The Amityville Horror») на экранах объявилась пара схожих в фабуле «Сожжённые приношения» («Burnt Offerings») и первая культовая экранизация «Сияние» («The Shining») на порядок мастеровитей управляющих сверхъестественной жутью, одолевающей людей, поселившихся в её обители – проклятом жилье. Вообще более близко смысловое родство именно со вторым названным фильмом, где зритель наблюдает почти идентичные постепенные мистические вкрапления в пространстве, как глава семьи замыкается в себе, не предвещая ничего хорошего, становясь угрюмой «бомбой замедленного действия» пока лишь более усердно, чем обычно, коля дрова острым топором, а маленький ребёнок рассказывает о невидимом «друге»…
Если визуально режиссёр Стюарт Розенберг (Stuart Rosenberg) действует весьма сдержанно, возможно нарочно не желая ярких кадров с буйством мистики, чтоб заигрывать непосредственно на бестелесной материи почти неуловимого загадочного ужаса, используя лишь недобрую «живую» тяжёлую ауру дома, странные фатальные происшествия на его территории, полтергейст, рой мух, и иную чертовщину, то обвинять его в неспешности будет неправильным. Возможно это всего лишь определённый стиль мерного повествования, не изобилующего аляповатыми находками, посему для многих фильм может показаться скучным, хоть таким и не является, если наперёд знать его неторопливую особенность. Но в любом случае, сотканная прозрачная степень жути не на высоте, когда виной всему слабая осмысленность сюжета, с трудом умеющего вызывать в зрителе накал сопереживания. Разочаровывает сама конструкция сценария, где зловещие проделки Зла, поместившегося в доме, слишком малы для продолжительного хронометража, разбавленного нейтральными кадрами, не высекающими ожидание атаки неизвестной силы, откуда угодно и когда угодно. Ведь самое большинство откровенных паранормальных вспышек проходит в фоновом придатке повествования, связанном со священником, которого разделяет меж главными героями внушительное расстояние с отсутствием коммуникаций. Это упущение с дроблением сюжета невольно портит многое, вызывая искренние недоумение, отчего Зло настолько могуче, чтоб влиять за пределами своего жилища на верующего человека, приносящего молитвы, но в контраст действует слабо по отношению к простому семейству, которое приютило у себя под боком?.. К тому же если бы две линии соединялись воедино в итоге, но разобщённость, увы, конструирует «фильм в фильме».
Удачные моменты отыщутся, и, пожалуй, самым привлекательным будет побочный эффект от номинации на Оскар за «Лучший оригинальный саундтрек», чтоб дарить просто прекрасное музыкальное сопровождение, состоящее из зловещего запоминающегося мотива, а когда в дело вступают проблески загадочного полтергейста, то звуки отлично ограняют устрашающие эффекты, основанные на неожиданных пугалках. Актёрскими стараниями выделяется прописанный священник – Род Стайгер (Rod Steiger), сумевший в полной мере донести до зрителя долю испуга и физической беспомощности человека против мистических сил Зла, пусть он и фоновый лицедей, когда главный отец семейства – Джеймс Бролин (James Brolin) играет скорее на образ одичавшего полусумасшедшего с топором, как и его напарница Марго Киддер (Margot Kidder), помнимая по старенькой франшизе «Супермен» («Superman»), теперь изображающая хрупкую женщину в сверхъестественных тесках.
Поскольку в целом фильм сложно отнести к вершинам паранормального направления, его точно так же трудно всецело рекомендовать к просмотру, тем более есть представители мистической стези кинематографа куда удачней, но свою оценку «удовлетворительно» для разового просмотра или ради ознакомления, он заслуживает: тут есть загадка одержимого дома, постепенный мистический накал, и несколько неплохих пугающих моментов. Однако любителям чудищ да слэшер-насилия следует быть начеку, ведь подобного они тут вряд ли найдут даже в зачатке.
Сюжет:
Семья Лутц с детьми въезжает в просторный дом колониального стиля в Амитивилле. Поначалу их не смущает история жтлья годичной давности, связанная с сумасшедшим слышащим загадочные «голоса», который планомерно перестрелял своих родных, но вскоре они замечают висящую в воздухе недобрую ауру, словно эти стены живы, плохо влияющие на происходящее в округе…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Смотрел только ремейк, и, судя по прочитанному, этот от него кардинально не отличается. Рома, и что ты всю франшизу собираешься разбирать на винтики? Она ж там вообще бесконечна!))
Зато в третьей 3D части снималась Мэг Райан!
Точно 🙂 А во второй части был Берт Янг имеется.
По степени зрелищности и всяких «Бу!» ремейк лучше и красочней, как мне думается, а вообще по сюжету с атмосферой оба фильма похожи меж собой. Франшиза, в самом деле, бесконечная (у меня девять фильмов имеется), но некоторые части (парочку я уже видел) почти условно имеют связь и их можно смотреть точно отдельные ужастики. Вообще да, хорошо бы все пересмотреть и написать на каждый 🙂