Экономический кризис больно ударил по семье добропорядочного работяги Джима. Его инвестиции на грани краха, его дом хочет отобрать банк, а тяжело больной жене требуется дорогостоящее лечение. Джим – хороший парень, но на что способен человек, загнанный в угол и доведенный до белого каления?
«Худший режиссер современности» по мнению большинства зрителей, Уве Болл в зрелом периоде творчества все чаще обращается к злободневным темам, в результате чего на выходе получаются далеко не идеальные, но любопытные фильмы, которые уж никак нельзя отнести к откровенной халтуре. За последние годы таковыми были мрачная тюремная драма «Стоик», социально-криминальный экшн «Ярость», апокалипсический триллер «Беспощадный шторм» и военная трагедия «Освенцим». В своих серьезных опусах Болл не достигает художественных высот, но честно пытается исследовать актуально-злободневные вопросы и реальные события в меру собственных способностей. Такова и новая работа одиозного немца «Эпоха алчности» — злой, жестокий и отнюдь не тупой фильм, посвященный мировому финансовому кризису.
Свой обличительный киноманифест Болл выдает в крайне прямолинейной и спекулятивной форме, но сила картины как раз в ее детской непосредственности. Мы воспринимаем рассказанную историю исключительно со стороны главного героя – простого охранника Джима, который любит жену и много работает ради благополучия семьи. Но в один злополучный день, наряду со многими американцами, Джим лишается своих сбережений, которые он доверил «надежной» компании с солидной репутацией. И работяге абсолютно по барабану – почему так случилось, его просто нагло ограбили сильные мира сего, подло лишили кровно заработанных денег. Какая Джиму разница, каким там богатеи умышленно создали такую ужасную ситуацию? Он просто жертва, веривший в американскую мечту, отдавший свои деньги «хорошему парню» — брокеру, который убедил Джима в железной надежности инвестиций. А потом национальный рынок рухнул и повлек за собой обнищание тысяч простых людей. Но для Джима это было только начало катастрофической «чёрной полосы», повлекшей за собой страшные события…
Болл намеренно изображает крайний вариант «невезухи», когда у героя всё в жизни не просто плохо, а поистине ужасно. Печальные повороты судьбы следуют один за другим, превращая жизнь героя в кромешный ад. Причем все вокруг Джиму сочувствуют, включая сотрудников финансовых структур, которые напрямую повинны в тяжелой доле героя, но с ангельским видом заявляют, что «это не мы виноваты» и «мы бы хотели вам помочь, но…». Но даже при слишком мрачной и кажущейся надуманной драматичности, фильму веришь, просто вследствие жестокой реальной жизни, когда либо ты сам, либо твои знакомые попадали в схожие ситуации за последние годы непрекращающегося экономического коллапса. Зритель видит злоключения простого парня, которого жизнь не просто пнула под зад, а буквально измутузила до полусмерти, и мы искренне сочувствуем ему. Болл прекрасно понимает это и по сути оправдывает героя за все его последующие деяния, режиссер хочет, чтобы аудитория была на стороне героя, когда он начнет совершать ужасные поступки. И здесь всплывает двойственная мораль фильма: а правда ли причастные к массовому ограблению народа достойны такой участи? Есть ли моральное право у человека мочить всех потенциально виновных направо и налево, после того как его довели до черты и ему стало нечего терять? А ведь у всех этих хитрозадых финансистов и подлых брокеров тоже есть жены и дети, которые останутся без кормильцев…Разве это выход из кризиса: око за око, зуб за зуб? Раскаются ли топ-воры в своих преступлениях, когда улицы будут залиты реками крови их единомышленников? Скорее всего нет, о чем и говорит монолог главного злодея истории, напоминающего, как нажили свои состояния знаменитые американские миллионеры…
«Эпоха алчности» — антиглобалистский, радикальный, спекулятивный и драматически незамысловатый фильм, но в то же время он цепляет своей пролетарской бесхитростью и жестко демонстрирует, как глубоко и несправедливо обиженный Мировым Порядком человек превращается в безжалостного монстра…
У Болла всё хочу собраться и посмотреть на полном серьёзе биографический «Макс Шмелинг», рассказывающей о достаточно интересной судьбе одного немецкого боксёра – видел про него документалку, а тут узнал, что имеется художественное кино.
Да, это еще не упомянутый мной в рецензии серьезный фильм Болла последних лет. Я смотрел интервью с ним касаемо этой картины, и Болл сказал, что у него в фильме настоящий бокс, в отличии от «Рокки», где бокс слишком кинематографичен…