Автор Gpn
Необратимость – физическое свойство явлений, которое определяет нашу мораль. Тяжесть последствий – это степень их необратимости. Будь смерть обратимой, убийство превратилось бы из тяжкого преступления в аморальный поступок.
«Время все разрушает», — говорит герой «Необратимости». Значит ли это, что все можно? Ведь если всему придет конец, то какая разница, что было? Если посмотреть на коллапсирующий мир, на Вселенную в момент гибели, разве имеет значение, что было десятки миллиардов лет назад в жизнях каких-то людей? Да и были ли они? А разве не то же самое происходит, когда умираешь ты?
Значит, действительно «нет проступков, только поступки», а наслаждение – единственная мера и смысл существования? По-моему, нет, потому что жизнь – это все-таки противостояние времени, порядок среди хаоса. Время все разрушает, но только не в пределах одной жизни. А жизни цепляются друг за друга, соединяются памятью, образуют историю, которая хранит то, что разрушает время. До тех пор, пока есть кому оценивать, одни поступки превращаются в проступки, а другие – в преступления.
Фильм не более жесток чем жизнь. Женщину изнасиловали в подземном переходе, педика убили в притоне. Да, черт возьми, такое происходит каждый день в нашем цивилизованном мире, где секс считается штукой более страшной, чем боль. Возможно, для кого-то все это новость. Что ж, значит, фильм будет им полезен.
Мне не понравилось поведение камеры: волнообразные движения, перекошенный кадр, вид вверх тормашками. Что этими выкрутасами пытались сказать авторы? Передать состояние героя? Или прикрыть неприятные сексуальные сцены в притоне педерастов? Тогда почему так отчетливо зафиксировались на убийстве при помощи огнетушителя? Общество боится секса больше насилия. Показывать как методично и долго разбивают стальным баллоном голову человека более приемлемо, чем демонстрировать в кадре секс. «Сцена анального изнасилования» по сравнению с жестоким актом убийства в гей-притоне – просто условность.
Можно ли показывать такие фильмы подросткам? По-моему, обязательно нужно. Нужно, чтобы дети знали: у них не семь жизней, нельзя сохраниться и, если тебя убили, начать играть заново. Что в мире есть не только приятные люди, что разумная осторожность нужна не только при переходе дороги, что есть не только удовольствия. Что многие действия необратимы, и очень легко попасть под действие этой необратимости.
В монахи стричься не нужно. Не обязательно даже праведную жизнь вести. Речь о другом. Если ты идешь в ночной клуб, в котором полным полно пьяных уродов, то будь готов получить по морде. Если ты возвращаешься домой в три утра и выбираешь путь покороче, через подворотни, будь готова, что тебя там изнасилуют или ограбят. Все сказанное вовсе не означает, что обитатели прокуренных ночных клубов или темные личности из подворотен могут безнаказанно творить все что захотят. Нет, конечно. Но все дело в том, что восстановление справедливости часто оказывается совершенно бесполезным актом для потерпевшего. Необратимость, черт ее возьми.
Но фильм, как мне кажется, вовсе не том, что нужно быть осторожным. Это такая прикладная, необязательная часть. Кто-то может быть как раз ищет острых ощущений… По-моему, «Необратимость» о том, что все висит на волоске, что нельзя ничего зафиксировать, записать, а потом отмотать назад. Что жизнь — это процесс, который происходит СЕЙЧАС, в этот самый момент. Это как прекрасный закат, который не нужно пытаться остановить, им нужно любоваться и наслаждаться, пропустить через свое сердце, что ли. Как-то так.
Интересный анализ неоднозначного фильма, хорошая рецензия.