В 1971-м году Жан Сорель сыграл две очень похожих роли: жертв преступления, которые перед смертью пытаются разгадать тайну собственного убийства. Одну — в известной картине Альдо Ладо «Короткая ночь стеклянных кукол», которую порой даже называют в числе классики джалло. А другую — в куда менее популярном психологическом триллере Ромоло Геррьери «La controfigura».
Впрочем, на схожести завязок и исполнителе главной роли параллели между двумя фильмами заканчиваются. Если Альдо Ладо уверенной рукой направил свой опус в направлении политического детектива, то его коллега снимал прежде всего запутанную психологическую драму со сложным любовным многоугольником в ее сердцевине. Да еще и густо приправленную влиянием культуры «хиппи». Детективная загадка при этом у Геррьери оставалась на втором плане, за многочисленными ответвлениями сюжета, за психоделическими экскурсами в подсознание и за болезненной сексуальной фрустрацией главного героя.
Основное действие «La controfigura» начинается на побережье Марокко, где убитый в первой сцене картины протагонист отдыхает со своей подругой. На пустынном пляже с ними соседствует только путешествующий налегке американский хиппи, не слишком интересующийся делами молодой пары. Тем не менее, герой Сореля жестоко ревнует его к своей гёрлфренд. Ситуация усугубляется, когда к молодым присоединяется мать девушки. Все бы ничего, но красота зрелой женщины буквально сбивает с ног главного героя — едва увидев мать, он совершенно забывает про дочь. Но женщина внимание молодого человека встречает крайне холодно — она увлечена тем самым американским хиппи, ненависть к которому героя Жана Сореля возрастает многократно. Все чаще он проваливается в странные видения, в которых убивает своего соперника самыми разными способами…
В том же духе сюжет продолжает свое развитие в Риме, только убийство происходит уже в реальности. Или это опять видения? Фрустрации главного героя, постоянные флэшбеки в его память и/или галлюцинации медленно, но верно превращают картину в странное сюрреалистическое зрелище, в котором настоящее и воображаемое сплетаются воедино, а будучи пропущены через болезненную ревность протагониста, рождают психоделическую картину, разобраться в которой без хорошей дозы стимулятора абсолютно невозможно. В принципе, прием, примененный в своем фильме Геррьери, для рубежа 60-70-х годов не был чем-то из ряда он выходящим, если бы не одно «но». Трудно было представить себе худшую кандидатуру для его воплощения в жизнь, чем Жан Сорель. Особенно в руках ремесленника средней руки, каким был Геррьери. Предоставленный самому себе, без жесткой режиссерской руки, которой обладал тот же Альдо Ладо, актер нацепил свою обычную маску равнодушного плейбоя, и даже не попытался изобразить все метания, сомнения и болезненные желания героя, что предусмотрел для него сценарий.
В результате, психологическое напряжение, которое должно было приковывать зрительское внимание и создавать необходимый триллеру саспенс, в фильме отсутствует напрочь. Любители же разглядывать криво выстроенные стороны любовных многоугольников, как правило, предпочитают фильмы других жанров. К тому же, популярные в эпоху хиппи расширители сознания, что могли бы способствовать пониманию психоделических интерлюдий, запрещены суровым антинаркотическим законодательством, а стало быть и эта сторона картины Геррьеро недоступна для законопослушных зрителей. В сухой остаток же выпадает утомительное и скучное повествование о безнадежно запутавшемся в своих чувствах эгоисте… И даже порадоваться тому, что в конце концов его убили, авторы не позволили. Ведь они предусмотрительно умертвили своего героя на первых же секундах действия.
Любители итальянских триллеров, конечно, все равно могут заинтересоваться «La controfigura» для своих коллекций, но это будет для них не самое лучшее пополнение.
Я с этим актёром смотрел «Одна на другой» Фульчи, и там он тоже исполнял примерно схожую роль жертвы преступления. Прямо закономерность какая-то, а может амплуа 🙂