Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на фантастический слэшер «Тихая ночь, смертельная ночь 3: Лучше поберегись!» «Silent Night, Deadly Night 3: Better Watch Out!»
Третья часть франшизы в своё время вышла сразу на кассетах, больше не стараясь хоть как-то протиснуться в кинотеатры, что ей всегда удавалось с огромным трудом. Антураж «прямиком-на-видео» достаточно гармоничен многим неприхотливым прямолинейным слэшерам, посему сдержанный бюджет постановки ни в коем случае не становится проблемой для данного эпизода. Его неудачи глубоко растут из первостепенной основы основ – сценария.
Сюжетно показана слепая девушка Лаура, обладающая фантастическим даром телепатии и возможностью видеть судьбы людей, независимо от расстояний. Участвуя в медицинском эксперименте, она «подключается» к подопытному в коме, узнавая обрывки его ужасного прошлого из самого детства, случайно пробуждая в нём разум. Оказывается это тот самый Рикки – сумасшедший убийца из былой части!
Из такой нехитрой конструкции мог получиться вполне неплохой жанровый ужастик, конечно, не отдающий новизной и оригинальностью, если припомнить пару хорошо известных слэшеров с подобно незрячей героиней из оригинального «У холмов есть глаза 2» («The Hills Have Eyes. Part II»), как и девочку со сверхспособностями ментального характера, вдохнувшую жизнь в почившего злодея – «Пятница 13-ое – Часть 7: Новая кровь» («Friday the 13th Part VII: The New Blood»). Однако чрезмерно часто ход дел грешит множеством несуразностей, идущих в контраст происходящему, да и вообще хоть какому-то здравому смыслу. Касаемо базиса зла в лице маньяка Рикки, то ныне его играет Билл Моусли (Bill Moseley) по типажу кардинально разнящийся с былым актёром Эриком Фриманом (Eric Freeman) в данном амплуа. Причём дело не в болезненной худобе из-за продолжительного постельного режима без сознания в отличие от прошлого атлетичного предшественника, а в несоответствии крайне замедленного передвижения в пространстве. Скорость точно такая же, как у классических зомби: шаркающий неспешный шаг, шатание из стороны в сторону, и общая заторможенность. Помимо этого, на голове имеется стеклянный футляр с оголённым мозгом (!), некстати навевающим ожидаемые ассоциации с наивным примитивизмом фантастики 40-50-х. И подобный образец экранного душегуба в таком несуразно-смехотворно-неправдоподобном виде еле бродит по городу, ездит автостопом (!), умудряясь убивать кучу здоровых людей, коим бы не составило никакого труда чуть ускорить шаг, дабы потерять из поля зрения горе-маньяка навсегда. И это не экранная пародия, а всерьёз. Про упоминание необъяснимой нечеловеческой силы с выбиванием дверей ладонями в столь убогом состоянии и безболезненной реакции на выстрелы из ружья я, пожалуй, воздержусь…
Следовательно, первая важная составляющая любого слэшера из внятного представителя Зла беспощадно рушится об логически понятное зрительское неверие. Утерян и другой необходимый аспект поджанра, как ритм и бутафория. Ныне злодей похож на черепаху, посему какой тут драйв, а очень многие сцены экранных смертоубийств укрыты «заботливым» оператором от взора наших глаз, снижая степень ощущения ужаса, как ликвидирован до нуля и специфический антураж первой дилогии линейки выпусков франшизы – никакого снега, убийца облачён в простую одежду с больничными тапочками (!), и орудует всё время однообразным похищенным скальпелем. Разве что оставлен праздничный день календаря с номинальным Рождеством, только на общий итог это не влияет с застоем повествования и смехотворным обликом того, кто обязан внушать панический ужас, а не зевоту с ухмылкой вперемешку.
Вместе с тем, лента не лишена и кое-каких удачных моментов. Это спорная идея с переходом в серьёзный (если не заострять внимание на упомянутых выше абсурдных нюансах) хоррор без чёрного юмора и гэгов, наполняющих предшествующую часть, исследующий необъяснимую сторону возможностей человеческого мозга, когда напуганная девушка, волей случая, всё время вынуждена чувствовать связь с мыслями и деяниями психопата, хищнически взявшего её след. Также весьма подходит висящей загадке протяжное музыкальное сопровождение зловещего характера, как и финальная схватка меж слепой жертвой и заторможенным убийцей, единственно гармонично работающих в симбиотическом смысловом тандеме, которые одинаково скованы в физическом плане.
Выходит, что если рассматривать произведение сугубо как слэшер, то оно удручает отсутствием динамики с вездесущей неправдоподобностью, и на специфическую «зимнюю страшилку» не тянет вовсе, а вот в качестве мрачной фантастической истории (с большими огрехами, безусловно) и повествованием об известном в определённых зрительских кругах киношном сумасшедшем Рикки, то просмотр проходит более гладко. Только всё равно, видимо, не случайно заглавие имеет предостережение, словно негласно ориентированное на обращение к зрителям, чтоб они побереглись рассматриваемого невыразительного эпизода.
Сюжет:
Проводящиеся эксперименты на девушке Лауре с телепатическими способностями приносят неожиданные последствия, когда меж ней и человеком в коме происходит мысленная связь и обмен информацией.
Решившая сделать перерыв на рождественские праздники, Лаура с братом и его подругой уезжает к бабушке на ферму, всё время телепатически чувствуя странные ужасные вещи. Виной всему тот факт, что пролежавший в коме второй подопытный очнулся, оказавшись серийным маньяком Рикки, сделавшим побег, чтоб убивать всех на своём пути, преследуя оживившую его!..
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Вот этот фильм настоящая загадка для меня. Я его не видел, но зато много читал о нём, и отзывы были не очень хорошие. И я так и не понял: зачем Монте Хеллман, один из создателей независимого кино США, снял этот фильм? Денег у него что-ли не было? Хотя он, правда, начинал с хоррора «Чудовище из проклятой пещеры» и «Террор» (вместе с Копполой). Но о «Терроре» хорошо отзываются во всяком случае. Кстати, после этой части Хеллман 21 год не снимал полнометражное кино, а потом снова взошёл на олимп славы с «Дорогой в никуда».
Вполне возможно, просто от нечего делать. Отдохнуть, так сказать.
Вон другой знаменитый киноклассик Дамиано Дамиани снял второсортный ужастик про призраков «Амитивилль -2» (который мне, правда, нравится), причём, как бы между своими самыми удачными работами. Между «Следствие с риском для жизни» и «Спрутом».
Мне тоже нравится. И даже больше, чем оригинал. К тому же это не фильм прямиком на видео.
Причём, что он даже на самый простой штампованный, но при этом внятный слэшер никак не тянет. Если чисто предполагать, то думаю, режиссёрская мотивация проста – заработать денег на более-менее раскрученном материале, который должен был окупиться в рамках выпуска сразу на кассетах.