Вчера ночью посмотрел самый страшный фильм в своей жизни. Ханеке, истребивший милое семейство в «Забавных играх», рассказал мне о том, что в мире нет чудесных спасений и никакой «супермен» никогда не прилетит спасать несчастных обывателей. В «Пианистке», получившей несколько призов в Каннах, этот «добрый сказочник» показал мне, как рушатся и разлагаются души при встрече с уродливым и порочным. В «Скрытом» режиссер пошел дальше — он поднимает вопрос о том, что детские поступки, о которых и не помнишь, когда вырос, могут стать семенами чистого зла.
Завязка: Жорж и Анна Лоран живут в чистом и уютном доме. Он — известный телеведущий, она — издатель, с ними живет любимый сын Пьеро. Обычная жизнь. Однажды им под дверь подкинули кассету в
пластиковом пакете из супермаркета. На кассете был записан вид их дома и они сами, выходящие из него. Следующая кассета была сопровождена детским рисунком: угрюмая рожица с кровью, текущей из рта.
Это единственный триллер на моей памяти, где никто не выпучивал глаза и не напрягал глотку криком от ужаса. Страх в этой ленте нагнетают такие мелочи, что волосы шевелятся на голове: пятна на скатерти, складки на платье, книжные полки, молчание и тишина. В «Сиянии» Кубрик использовал литры крови для самого эффектного кадра. В «Скрытом» крови гораздо меньше, но
как же хочется, чтобы этих кадров не было!
Видеокассета. Она принесла несчастье бесчисленным подросткам японского и американского происхождения в многосерийном мыльном
пузыре «Звонок». С нее начался спуск Орфея в ад в ленте Линча «Шоссе в никуда». Разыгранный шаблон, чего бояться-то? Как же — до самого конца зритель не поймет — почему же так неудобно, склизко на сердце тяжесть ворочается, и вообще, какого черта эта затея?! Ханеке — редкостный мучитель. Если Триер, которого проклинают за умелые манипуляции, заставляет кулаки зрителя чесаться от злобы по отношению к жителям «Догвилля», то Ханеке не дает повода выплеснуть эмоции на кого-либо в кадре. Жизнь, расписанная, разложенная по
полочкам и заархивированная — часть и нашей вселенной.
Черные слоники на полке, встречи друзей, безразличных друг другу, чистота… стерильность, но не та, что ассоциируется с отсутствием микробов, а та, что кастрация.
Такая вот жизнь. У каждого героя свой путь, и в итоге каждый заканчивает клеткой. Что еще страшнее — мало что изменится. В финале, поставив камеру перед школой, Ханеке уходит. Нам остается наблюдать — что есть «скрытое»? Менять, менять что-то срочно. Фильм-предостережение. Сколь часто мы случайно, мимоходом, внезапно сворачиваем не туда, указывая путь последующим. Смотрите обязательно!!! Если будете приближаться к этому образу, сумеете вовремя себя… Вот Ханеке сомневается, что сумеете.
Страница фильма «Скрытое» в КЛУБ-КРИКе
Ссылки:
Читайте так же:
Добавить комментарий