Джим Уайнорски (Jim Wynorski) – американский режиссёр, сценарист, продюсер, эпизодический актёр, оператор, композитор и художник. Родился 14 августа 1950-го года, Гленкове (Glen Cove), Лонг-Айленд (Long Island), Нью-Йорк (New York), США (USA).
Говоря о Уайнорски многие зрители используют не совсем лестные слова в адрес его творчества, что вполне понятно, ведь выше эксплуатационного кино он ни разу не ступал, часто работая исключительно в низкобюджетных лентах, неприхотливых прямолинейных фильмах ужасов с частой эротикой, а порой и откровенно «греша» софт-порно. Мнение вполне внятное, с ним сложно не быть солидарным. Однако, как ни крути, без имени данного человека американский независимый кинематограф с 80-х вплоть до сегодняшних дней – попросту немыслим. Безусловно, вкупе в состав входят так называемые «отщепенцы» крупных Голливудских проектов и коллеги Уайнорски на которых он нередко ссылается в интервью, как закадычный товарищ Фред Олен Рэй (Fred Olen Ray), Дэвид ДеКото (David DeCoteau), Тед Николау (Ted Nicolaou), Чарльз Бэнд (Charles Band) и многие другие.
Есть иные режиссёры b-movie, но не каждый из них плодотворно и уверенно держится на творческом плаву многие десятилетия, имея коммерческий потенциал. Для этого требуется художественная гибкость, приспособленческие навыки, и точное понимание, что ты снимаешь и ради чего. Уайнорски подобного не занимать. Будучи всю свою карьеру в близких отношениях «наставник-ученик» с эпохальным удачным «Королём эксплуатации» Роджером Корманом (Roger Corman), он впитывал от него гораздо больше насущного жизненного, нежели получил в киношколе, в которую записался после того, как сделал достойный уважения жест, порвавший с успешным бизнесом в Нью-Йорке, последовав за мечтой, поначалу снимая трейлеры к чужим ужастикам. Именно Корман доверил молодому Джиму снимать в режиссёрском кресле полноценный фильм (однако не дебют, а уже вторую работу), дав настоятельный совет делать исключительно эксплуатационное кино по строгим лекалам, к которому тот изначально и тяготел. Так на свет появился «Роботы-убийцы» («Chopping Mall»), кстати, один из любимых собственных авторских произведений, заключавший в себе всё что нужно для комедийно-кровавого молодёжного ужастика 80-х, снятого просто, однако находящегося на достойном уровне своего направления. К слову, другие «любимчики» будут: «Комодо против Кобры» («Komodo vs. Cobra»), «Возвращение болотной твари» («The Return of Swamp Thing»), и «Поворот на Трансильванию» («Transylvania Twist») – на мой взгляд, бесподобная трэш-пародия.
Зарекомендовав себя профпригодным, Уайнорски набрал бешеный ритм по созданию картин, который не снижается до сих дней. Для низкобюджетных фильмов иного не дано, посему в год выпускалась пара произведений, попутно прямо на съёмочной площадке дописывался сценарий, тут же придумывались новые находки, чтоб обставить ту или иную сцену в более выгодном свете и так далее.
Касаемо упомянутых выше «приспособленческих навыков», режиссёр показывал, что ему подвластны все жанры, который он сейчас с высоты лет не в силах определить самый любимый, просто называя, что предпочитает работать с остросюжетной историей, не застаиваясь на диалогах и романтике. Снимались хорроры категории Б с приходящими и уходящими «Королевами крика», выпускались ремейки стареньких классических (или около того) творений наставника Кормана, выходили боевики с жанровыми актёрами второго и третьего эшелона, годились сиквелы чужих лент, имело место фэнтази, и даже детские фильмы.
С наступлением 90-х настоящий многостаночник плотно вошёл и в русло телевизионных постановок, открыв новый простор, делая там уйму лент всевозможных направлений. Вот где-то в этот промежуток в его творчестве возникает стремление внедрять всё большую эротику в триллеры, ужасы, фантастику и боевики. Скоро режиссёр осознаёт призвание (выгоду?), что есть смысл производить попросту чистое софт-порно с приглашёнными труженицами из данного специфического ответвления. Десятки разных заглавий с отсылкой или упоминанием о «бюсте» объявились в фильмографии Уайнорски. Надо отдать должное, порой они были забавны (в смысле названия с игрой слов). Здесь вспоминаются пародии на популярные картины. Например, «The Breastford Wives» в моём переводе звучащие, что-то вроде «Бюстофские жёны», делая реверанс на «Степфордские жёны» («The Stepford Wives») – старенький оригинал и ремейк, или «Ведьма из Блэр: Секс версия» («The Bare Wench Project») по мотивам «Ведьма из Блэр» («The Blair Witch»), кстати, разросшаяся в целую франшизу (!). По качеству и наполнению (про тех самых жён мне даже довелось посмотреть, пускай и на щадящей мозги перемотке) зрелище являлось самым обычным софт-порно, лишь отдалённо-условно напоминающим на что ссылается в малом фантастическом ключе.
Благодаря такому крайне разностороннему списку направлений, режиссёр использует ряд псевдонимов, где самые известные: Jay Andrews, Arch Stanton, H.R. Blueberry, Noble Henry, Tom Popatopolis и др.
Что ж, если вносить собственное личностное мнение о сём человеке, то могу заверить, что в море низкокачественного американского b-movie или кинематографического трэша, куда относится значимая часть творчества Уайнорски, всё же некоторые его детища достигают высоких планок внятных независимых постановок, заслуживающих внимания определённой аудитории зрителей не падких на высокие бюджеты. Незамысловатый сюжет, нехитрые диалоги с простеньким юмором, бутафорская кровь, монстры – порой эти составляющие умело эксплуатировались. К тому же режиссёр упорно не забывающий обязательно отводить в своих фильмах передовые роли приглашённым красоткам-актрисам просто должен заслужить некой благодарности за жутики с «перчинкой» 90-х на которых выросла мужская часть зрителей ныне взрослых людей.
В завершение, пожалуй, самым метким окончанием станут собственные слова (философия?) режиссёра по отношению к его фильмам в низкобюджетном эксплуатационном направлении: «Breasts are the cheapest special effect in our business» («Бюсты – самые дешевейшие специальные эффекты в нашем бизнесе») и «I want the cash, right here in my hand» («Я хочу получить наличные прямо здесь в собственные руки»).
А вообще, давая интервью в доме для документального фильма, посвящённого его персоне, уже шестидесятилетний режиссёр, бродя возле стен обвешанных постерами в рамках и гор (настоящих гор) всюду расставленных дисков с фильмами, говоря о своей безграничной любви к кино, как создателя, так и простого зрителя, начал открывать прикроватные тумбочки спальни, шкафы на кухне, а также другую утварь, где всё пространство под завязку было забито исключительно… Правильно – дисками с фильмами. Такой вот он Джим Уайнорски – любитель кино и «плохой-хороший» режиссёр.
Режиссёрская фильмография ужасов, триллера, фантастики, фэнтази:
- Ядозуб! (2012) Gila!
- Пираньяконда (2011) Piranhaconda
- Верблюжьи пауки (2011) Camel Spiders
- Динокрок против динозавра (2010) Dinocroc vs. Supergator
- Огонь из преисподней (2009) Fire from Below
- Вампир в Вегасе (2009) Vampire in Vegas
- Пожиратель (2007) Bone Eater
- House on Hooter Hill (2007)
- The Breastford Wives (2007)
- Демон возмездия (2007) Cry of the Winged Serpent
- Ударная волна (2006) A.I. Assault
- Бриствикские ведьмы 2 (2005) The Witches of Breastwick 2
- Бриствикские ведьмы (2005) The Witches of Breastwick
- Комодо против Кобры (2005) Komodo vs. Cobra
- Ниже нуля (2005) Sub Zero
- Аварийная посадка (2005) Crash Landing
- Lust Connection (2005)
- Гаргульи (2004) Gargoyle
- Проклятье острова Комодо (2004) The Curse of the Komodo
- Тварь из бездны (2004) The Thing Below
- Bad Bizness (2003)
- Резня болельщиц (2003) Cheerleader Massacre
- Оборотни (2002) Wolfhound
- Чужой (2002) Project Viper
- Цунами (2002) Gale Force
- Раптор (2001) Raptor
- Вендетта в полночь (2001) Thy Neighbor’s Wife
- В огне (2001) Ablaze
- Штурмовик (1998) Storm Trooper
- Проект Пандора (1998) The Pandora Project
- Вампирелла (1996) Vampirella
- Женщина-оса (1995) The Wasp Woman
- Виртуальная страсть (1995) Virtual Desire
- Химия тела 4 (1995) Body Chemistry 4: Full Exposure
- Жертва страсти (1995) Victim of Desire
- Любовь и магия 2: Колдунья (1995) Sorceress
- Гоблины 4 (1994) Ghoulies IV
- Манчи наносит ответный удар (1994) Munchie Strikes Back
- Остров динозавров (1994) Dinosaur Island
- Химия тела 3: Точка соблазна (1993) Point of Seduction: Body Chemistry III
- Греховное желание (1993) Sins of Desire
- Манчи (1992) Munchie
- Телефон дьявола 2 (1992) 976-Evil I
- Королевы крика в джакузи (1991) Scream Queen Hot Tub Party
- Резня в женской общаге 2 (1990) Sorority House Massacre II
- Крепкие орешки (1990) Hard to Die
- Возвращение сатаны (1990) The Haunting of Morella
- Поворот на Трансильванию (1989) Transylvania Twist
- Возвращение болотной твари (1989) The Return of Swamp Thing
- Из другого мира (1988) Not of This Earth
- Нехорошая мамаша 2 (1987) Big Bad Mama II
- Ловчий смерти 2: Битва титанов (1987) Deathstalker II
- Роботы-убийцы (1986) Chopping Mall
- The Lost Empire (1985)
Ссылки:
Спасибо, отличный обзор!
Посмотрел по ТВ «Динокрока…» О, какой трэш! 🙂 Жаль, что эта лента стала одним из последних фильмов эксцентрично ушедшего из жизни Дэвида Кэррадайна…
Да. Но зато ещё долго помнить будут актёра, если не по ролям так, хотя бы по уходу.
Кстати, у Кэррадайна много есть хороших ролей даже в хорроре. В этом году посмотрел «Закат — убежище вампиров», где он одну из главных ролей играл. Помню, я расстроился, когда узнал о его смерти. Актёр был хороший. А из фильмов Уайнорски мне только два понравились. Вторая часть Болотной твари и «Женщина-оса». Зато сколько он всякой чуши наснимал! Как и Бруно Маттеи, любил прикрываться женским псевдонимом, кстати.