Двое уголовников долго готовятся к главному преступлению в своей жизни. Они превращают обычную городскую квартиру в подобие тюрьмы, чтобы удерживать там богатую заложницу, пока за нее не заплатят выкуп. Злодеи похищают девушку, выходят на связь с ее отцом и уже предвкушают большой куш. Но идеальный преступный план дает сбой, когда открываются неожиданные обстоятельства сложившейся ситуации.
После просмотра таких фильмов, как «Исчезновение Элис Крид», лишний раз убеждаешься, что будущее кинематографа как искусства, не за дорогущими блокбастерами с умопомрачительными спецэффектами, а за камерными жанровыми шедеврами, которые куда интереснее и драматически сильнее, чем многие высокобюджетные масштабные картины. Альфред Хичкок говорил «Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий» и лента Дж. Блэйксон — характерный пример, пусть не величайшего, но очень крепкого и захватывающего триллера, главное достоинство которого – необычная и непредсказуемая история.
Казалось бы, ну что нового можно выжить из внешне простого сюжета, когда двое негодяев удерживают в квартире девушку в ожидании выкупа? Невольно строишь предположения, что это окажется либо «пыточным жутиком», в котором злодеи будут всячески издеваться над жертвой, либо драмой о «стокгольмском синдроме», когда заложница влюбится в одного из похитителей. Ну или же рассказ пойдет по пути психологического триллера о столкновении скрытых мотивов каждого из действующих лиц. «Исчезновение…» по стилю и ходу событий ближе всего к последнему из предполагаемых вариантов, но в то же самое время не следует по стереотипному пути. Режиссер и сценарист Дж. Блэйксон умудрился снять антиштамповое кино, когда любые предположения о сюжетных поворотах оказываются неверны. Секрет непредсказуемости ленты в оригинальных героях, которые лишь внешне кажутся стандартными типажами, а на деле являются самобытными личностями, которым можно как симпатизировать, так и ненавидеть, но нельзя усомниться в их достоверности. Именно хорошо продуманные и неоднозначные по «черно-белому» восприятию персонажи создают интереснейшие сюжетные повороты и стремительно двигают историю вперед. В процессе просмотра фильм вызывает целый спектр эмоций: удивление, отвращение, раздражение, восхищение, жалость, напряжение и предвкушение мощной развязки. Рассказывать что-либо конкретное о сюжетных поворотах нельзя, так как спойлеры в «Исчезновение Элис Крид» — страшное зло, способное уничтожить удовольствие от просмотра. Не рекомендую смотреть даже официальный трейлер, который досадно раскрывает не главный, но тем не менее важный сюжетный поворот.
Отдельно стоит сказать о стиле картины, который придется по душе далеко не всем зрителям, если даже их захватит сюжет. «Исчезновение…» — европейский продукт из категории скорее арт-хаусного, нежели мейнстримного кино, некрасивый в грубой реалистичности визуального ряда. Фильм снят без оглядки на цензуру и возрастные рейтинги, как истинно авторская картина исключительно для взрослых, но именно благодаря полной стилистической бесцеремонности, в происходящее веришь как в документальную жуткую драму, которая происходит на самом деле, здесь и сейчас. Впрочем, «Исчезновение…» по сути своей не глубокомысленно-серьезное кино, а жестокий криминальный триллер, который смотришь на одном дыхании, если в первые полчаса вас не отвратит натуралистично-грязный стиль картины. Сильная жанровая лента, по-европейски умная, но по-британски брутальная и злая.
На самом деле, есть масса вариантов из сюжета о киднэппинге: можно, например, сделать комедию, как Альмодовар в «Свяжи меня» (там, правда, речь вроде о выкупе не шла), а можно вывернуть все наизнанку и устроить садистские психологические издевательства жертвы над похитителем, как Эрипранди Висконти в «Орке». Тут поле для фантазии сценаристов непаханное. Была бы только она — эта фантазия)))
Но в том-то и проблема, что зачастую создатели подобных картин идут самыми простыми и банальными путями в развитии истории. Фильмы намеренно снимаются под стандартные зрительские ожидания и мало кто решается на эксперименты, боясь, что нетипичное развитие событий вызовет негатив у массового зрителя. По сути «Исчезновение Элис Крид» — как раз «кино не для всех» и понравится именно поклонникам неформатного кинематографа.