Эксклюзивный отзыв на триллер «Пытка плоти»/ «Мучения плоти» (Die Geißel des Fleisches, Австрия, 1965) только для сайта КЛУБ-КРИК
Триллер о сексуальном маньяке снят австрийцем Эдди Заллером с такой немецкой дотошностью, что больше напоминает документальное расследование в духе современных телевизионных программ. Но все-таки это игровой фильм, причем для своего времени трактующий щепетильные вопросы с поразительной откровенностью. История талантливого пианиста Александра Яблонски, чьи проблемы с психикой не только не позволили ему занять подобающее место на музыкальном Олимпе, но и привели на скамью подсудимых, рассказана со всеми подробностями, с комментариями психологов, с выводами экспертов и так далее и тому подобное. Можно даже предположить, что она имела место в действительности. На самом же деле австриец Эдди Заллер дал некий собирательный образ убийцы, получающего сексуальную разрядку в момент смерти своей жертвы, вынеся на большой экран все то, что ранее существовало лишь на страницах специальной медицинской литературы да в полицейских отчетах.
Это потом уже, спустя много лет, зрители будут восхищаться психологическим портретом Ганнибала Лектора, а в 1965 году препарирование личности Александра Яблонски являлось шагом во всех отношениях сомнительным. Во-первых, столь подробный акцент на личности злодея был вообще в кино не принят. Во-вторых, этот акцент требовал многочисленных откровенных сцен сексуального характера, что опять-таки могло вызвать сложности (до сексуальной революции оставалось еще несколько лет). В-третьих, подобная направленность картины не могла не сказаться на напряженности и энергичности действия, которое изрядно притормаживало и плохо подходило для традиционного триллера – Хичкоку бы оно явно не понравилось. Словом «Мучения плоти» были мало похожи на жанровый фильм, способный собрать кассу. Разве что за счет небывало большого для середины 60-х годов количества обнаженной женской плоти в кадре.
Впрочем, плоть плотью, а большая часть действия проходит в суде, который поэтапно восстанавливает картину преступлений Яблонски. Человека, чье пуританское воспитание и тщательно подавленные деспотичной матерью в детстве комплексы привели к трагическим последствиям. Шаг за шагом судьи вместе со свидетелями и экспертами рисуют для себя картину произошедшего. И шаг за шагом зрителям предлагается ужасаться картине морального падения… впрочем, не только Яблонски, но и самого общества. Которое, по мнению авторов, больно сексом. Если бы вокруг не было такой откровенной рекламы женского тела – глядишь и нравственные устои главного героя не обернулись бы своей противоположностью. Другое дело, что идеи укрепления морали и тому подобное, высказанные в таком виде, как это сделал герр Заллер, изрядно отдают ханжеством. Он ведь не стесняясь любуется женским телом, постоянно акцентирует на нем внимание, ставит в центр кадра – чтобы потом сказать: «Фу! Как некультурно!».
Но, видимо, другой тон повествования о сексуальных расстройствах в рамках художественного фильма, предназначенного для широкого проката, в те годы был невозможен. Жаль, правда, что от этого изрядно пострадало само действие, которое лишь к самому финалу, к истории поимки маньяка, вспомнило, что неплохо было бы дать зрителю возможность слегка поволноваться и поболеть за «хороших парней» и «правильных девушек». Но даже откровенные провалы, слабая драматургия и актерские работы в духе телевизионных инсценировок не могут отнять у фильма Заллера главное – он был снят за 25 лет до «Молчания ягнят». И ступали его создатели по совершенно неведомой почве буквально наощупь. А потому и судить их строго было бы несправедливо.
Добавить комментарий