Однажды один знакомый, побывав в психиатрической лечебнице, сказал: «Ужасное место. Не дай Бог еще раз там оказаться. Уж больно психов много…». И, помолчав, добавил: «Среди персонала, я имею в виду».
Люди, оказавшиеся за воротами такой лечебницы, фактически перестают существовать для окружающего мира, полностью оказываясь в руках людей в белых халатах. Для кого-то это может стать основой для драмы о свободе личности, для кого-то — идеальной локацией для мрачного медицинского хоррора…
Слегка прикоснувшись к глубинам исследования человеческого сознания в лайт-версии «Соляриса», Стивен Содерберг и Джордж Клуни, на этот раз в роли продюсеров, решили использовать стены лечебницы, иногда сужая их до размеров небольшого черного ящика, как декорации для фантастического триллера с путешествиями во времени. И не надо здесь искать уши «Кукушкиного гнезда», «Пиджак» — это, скорее, психиатрическая версия «Эффекта бабочки», тем более, что и сняты эти фильмы в один год. Только там, где у тандема Брисс-Грубер унылый Катчер, море пошлости и горящая собачка, у Мэйбери проживающий каждую эмоцию Эдриан Броуди, цепляющая драма и безупречный стиль постановки.
«Пиджак» — это история Джека Спаркса, который был обвинен в убийстве и оказался в психиатрической лечебнице, где на пациентах тестируются крайне своеобразные методы лечения. В первый же день Джека накачивают специальными препаратами, одевают на него смирительную рубашку и помещают в маленький ящик, подобный тому, в которых хранят трупы в моргах. Клаустрофобия и наркотик, текущий по венам, сначала бросают Джека в водоворот воспоминаний, а потом, спустя какое-то время, он обнаруживает себя в будущем, в 2007 году, где узнает, что умер в этой самой лечебнице много лет назад. Придя в себя, он понимает, что ему осталось всего четыре дня для того, чтобы понять, что же произошло, и как он может изменить будущее. Но для этого нужно снова оказаться в ящике…
Путешествие во времени выстраивает для героя своеобразный лабиринт, в котором каждый его шаг меняет расположение стен, и найти выход становится все труднее, тем более, что словно невидимая нить Ариадны ведет его к единственно возможной развязке. И не зная, сможет ли он изменить собственную судьбу, Джек старается помочь людям, которые оказываются рядом с ним.
Фильм выдержан в мрачноватых холодных тонах, и временами его достаточно неуютно смотреть. Рваный монтаж, вспышки воспоминаний, клаустрофобия черного ящика, как всегда точная музыка Брайана Ино и огромная инерция истории, в которой герой может изменить что-то в чужой жизни, но ничего — в своей собственной. Эдриан Броуди с его удивительно хрупкой, болезненной красотой очень хорош, эта роль сидит на нем, словно ладно скроенный пиджак. Страх, боль, надежда, потерянность, радость — широчайший спектр эмоций, в котором актер столь высокого уровня с легкостью находит нужные ноты, не скатываясь в фальшь или театральность. Под стать ему и остальные: та же Кира Найтли далеко не всегда ко двору приходится, особенно когда в корсете, но здесь и сейчас абсолютно на своем месте, а Дэниэл Крейг за отведенные ему 10 минут хронометража отыграл больше эмоций, чем за оба Джеймс Бонда и «Ковбоев с пришельцами» в придачу.
Джон Мэйбери снял прекрасный фантастический триллер, не забывая при этом об обязательных драматических ниточках, за которые режиссер дергает очень аккуратно, чтобы не скатиться в пошлость и сентиментальность. В этом фильме нет холодной бесстрастной отточенности медицинских хорроров, как нет и навязчивой морали психиатрических драм. В нем нет ничего кроме потерянного человека, отчаянно пытающегося что-то изменить. И от этого фильм получается очень настоящим и цепляющим. Он не пытается доносить до зрителя какие-либо важные мысли, он просто рассказывает историю человека, который, будучи заперт в черном ящике, смог сделать этот мир чуточку лучше. Режиссеру удалось в декорациях сумасшедшего дома с очередными садистами-врачами снять добрую и красивую историю с финалом, в котором каждый сможет домыслить свой собственный хэппи-энд.
Отличный фильм, одна из лучших ролей Броуди!