Автор AndaLucia
— Каким образом вы придумываете свои преступления?
— За приготовлением ужина. Это настолько восхитительное занятие, что в голову непременно начинают лезть мысли об убийстве.
(А. Кристи, из неопубликованного)
Загадочный миллионер, писатель и психопат Лайонел Твейни собирает спам-рассылкой в своем загородном особняке, похожем на аттракцион комнаты ужасов, знаменитых детективов. По всем канонам пародируемого жанра и законам гостеприимной же подлости здесь состоится роковой ужин. Британская кухня традиционно отвратительна, но ее традиционно спасает большое количество спиртного в баре, а также изобретательно поданная к ужину мертвечина. За окнами бушует искусственная гроза, на стенах развешаны фальшивые картины, в тарелки разливается невидимый суп, а тела слуг оказываются сделанными из пластмассы. Дверные звонки отзываются на прикосновение истошными женскими воплями и рычанием кастрированных котов. По простыням разгуливают ручные скорпионы, а шею ласково обвивают ядовитые змеи, в приоткрытые двери подсовываются подарочные бомбы, а комнаты превращаются попеременно то в комфортабельный гидравлический пресс, то в уютную газовую камеру.
Заботливо поручив своих гостей слепому дворецкому и глухонемой кухарке и обеспечив каждого индивидуально подобранным мотивом для убийства, хозяин особняка позволяет себе сыграть в ящик, а заодно и в популярную настольную игру Cluedo. Виртуозная роль кукловода театра марионеток оказывается куда интереснее маски хлебосола, а щекочущая нервы мысль «убийца — один из нас» — привлекательней убитого скукой уик-энда. Фильм действительно забавен, непритязателен и в хорошем смысле бестолков. Словно головоломка-танграм, чья внутренняя логика сломана намеренной гротескностью происходящего, он состоит из нескольких разрозненно-плоских фигур. Пародийная смесь детектива, хоррора и даже киберпанка не даст заскучать зрителю первую половину фильма. А во второй эстафету перехватит все возрастающий абсурд происходящего, достигающий своей кульминации с наступлением разоблачающего рассвета. До полноценно-болливудского финала не хватит самой малости — застенчивой демонстрации друг другу родимых пятен. А подогретое обещанием миллионного гонорара псевдо-детективное расследование выявит, что все это сумасшествие было затеяно ради торжественной фразы: «you are losers!».
«Ужин с убийством» больше всего напоминает актерский капустник «Десять книггеров» на литературной вечеринке Трумана Капоте. «Я алкоголик. Я наркоман. Я гомосексуалист. Я гений» — кто еще смог бы так достоверно воплотить на экране образ экстравагантного хозяина особняка, нежели великосветский фрик, non-fiction новеллист и автор бестселлера «Хладнокровное убийство»? Внешний вид Капоте с оттенком «южной готики» практически без изменений был перенесен на его экранный прототип: ирония, шлейф мистики и одиночества, утрированная манерность и длинный шарфик от Bronzini. За свой актерский дебют в «Ужине с убийством» ультрамодный писатель был номинирован на «Золотой глобус», а знаменитая фраза о том, что только двух писателей в Америке узнают на улице — Эрнеста Хемингуэя и Трумена Капоте сыграла лишь на руку прокатчикам фильма.
Пародия — жанр, как ни странно, одновременно благодарный и коварный. Фильм принес своим создателям более пятидесяти миллионов долларов, став настоящим хитом. Но лучше запоминается шутка, рассказанная последней. Вышедшая на экраны в 1985 году «Улика» — экранизация той же настольной игры, стала в одночасье более известной и получила широкое признание благодаря тому, что взяла на вооружение самые удачные находки и абсурдную прелесть сюжета «Ужина с убийством». Казалось бы, «Улика» похоронила своего предшественника, заняв его нишу и став своеобразной пародией на пародию. Но этого, к счастью, все же не произошло. Потому как приготовить гениальный ужин труднее, чем самое гениальное убийство.
Фильм – супер, и рецензия – класс! 🙂
Я тоже сразу фильму твердую 10 поставила,когда посмотрела. И иногда его пересматриваю. А AndaLucia правда классную рецензию написала. Спасибо ей:)