Жанр псевдодокументалистики ныне живет и процветает, и это неудивительно — ибо при минимальных вложениях продюсеры могут смело рассчитывать на получение весьма солидных денег — ведь та же приснопамятная «Ведьма из Блэр» до сих пор остается одним их самых прибыльных фильмов в истории, если брать в расчет соотношение между затратами и сборами.
«Аполлон 18» относится именно к этой категории — рекламная компания строилась на пленках о секретной американской миссии, якобы найденных продюсером Тимуром Бекмамбетовым на Байконуре и позднее смонтированных в фильм — чтобы не портить картине «легенду», даже имена актеров играющих главные роли не были внесены в титры.
В принципе, успех фильмов снятых в стиле «found footage» обычно зависит от двух факторов: насколько режиссеру удалось/не удалось грамотно выстроить атмосферу и заставить зрителя проникнуться судьбой персонажей. Так вот, ни один из этих пунктов в «Аполлоне 18», на мой взгляд, не сработал как следует.
Во-первых, режиссер Гонсало Лопес-Гальего потратил массу усилий на воссоздание лунного антуража и придания пленке как можно более аутентичного вида, но при этом, кажется, совершенно забыл про историю. Да, стилизация под документальные съемки реальных лунных экспедиций, на мой взгляд, вышла достаточно неплохой (хотя, конечно, небольшой бюджет не дает возможности поразить нас каким-то масштабом), да, местами в фильме удалось передать атмосферу пугающего лунного безмолвия и полной оторванности героев от Земли. Проблема заключается в том, что остальные составляющие ленты оставляют желать лучшего.
Секретная миссия «Аполлона», заговор, инопланетяне, советские космонавты на Луне — звучит многообещающе, не правда ли? Так вот, то, что интриговало в синопсисе и трейлере, в фильме смотрится совершенно неинтересно. В «Аполлоне 18» мало загадочности, нет чувства тайны, которую нам хотелось бы разгадать вместе с персонажами или каких-то неожиданных сюжетных твистов — сюжет весьма прост, не лишен ряда характерных штампов, и, что самое обидное, предсказуем, из-за чего действие частенько провисает, да и интрига, на мой взгляд, достаточно условна (а ведь тот же недавний «Погребенный заживо» доказал, что можно снять фильм не выходя за пределы гроба — и он будет и динамичен и даже с интригой).
Пугают тут вполне стандартно — то что-то резко выскочит прямо в камеру из темноты, то на заднем плане начинается некие, по идее зловещие движения — не думаю, что сейчас кого-то можно этим удивить. Думаю, ситуацию мог бы улучшить звук — ибо как правило, грамотный и мощный звук в такого рода лентах помогает значительно усилить эффект присутствия — но увы, создатели «Аполлона 18» сэкономили на этом компоненте.
Второй момент, на котором хотелось бы заострить внимание, это персонажи. В фильмах, где все действие происходит в некой замкнутой локации, и акцент делается на создании атмосферы безысходности, успех зрительского восприятия сильно зависит от того, насколько они будут симпатизировать героям и проникнемся их бедственным положением. И в этом вот и заключается одна из проблем «Аполлона 18» — ибо персонажи получились такими же серыми, как и окружающий их лунный пейзаж, и потому их злоключения по большей части не вызывают каких-то эмоций. Режиссер пытается время от времени их оживить, показывая предстартовые интервью, кадры с семейным барбекю и семейные аудиозаписи, но все равно астронавты производят такое же впечатление, как и актеры в документальных фильмах, которые воссоздают реальных людей — потому им достаточно трудно сопереживать. Трудно занести это в актив ленты, независимо от того, получилось ли это случайно или подобный эффект был заранее предусмотрен.
Не особо способствуют возникновению симпатии и поведение горе-астронавтов, которое местами откровенно удивляет, и их реакция на окружающие события — во всяком случае, трудно поверить, что советский аппарат на Луне вызвал у них намного большее удивление, нежели признаки существования инопланетной жизни. Да и для профессиональных космических исследователя герои на редкость слабо интересуются происходящими вокруг них явлениями, и даже не пытаются как следует исследовать их природу. Значительная вина в этом, думаю, лежит на местами хаотичном монтаже — и есть сильное подозрение, что многие моменты из сценария (на который, кстати, есть много достаточно хороших отзывов) были вырезаны в угоду сокращения хронометража.
Таким образом, на выходе имеем, на мой взгляд, достаточно стандартный для жанра фильм, который запоминается главным образом лишь за счет необычного места действий — ибо все остальное в нем выполнено на среднем уровне.
Добавить комментарий