Очередная экранизация классика Эдгара Аллана По по одноимённому рассказу «Маска красной смерти» вышла, пожалуй, более далёкой от первоисточника нежели две ранее с подачи (режиссёрской и продюсерской) Роджера Кормана. Конечно, и там были расхождения, вольности, переделки, однако данный вариант, образно выражаясь, скинул литературные оковы в конец. Тем самым, пред нами предстаёт модифицированный еле уловимый шлейф новеллы, ведь действие перенеслось в современность (90-е года), да и мистика ликвидирована на корню. Получился этакий банальный слэшер о неком неизвестном маньяке в накидке и маске, постепенно убивающим действующих персонажей. Почему «банальный»? Дело в том, что главный недостаток экранной постановки в невероятной простоте начиная от прямолинейного сюжета и заканчивая невыразительной актёрской игрой.
Все «простоты» выливаются из фундаментальной базы завязки истории с одним богатым человеком, который устраивает пышный праздник-маскарад для знакомых, друзей и просто обязанных его протекции, где происходят убийства, а после, когда найденных трупов станет слишком много и списать (!?) их на случайности станет невмоготу, вот только тогда поднимется паника, отчего единственный (!?) выход затворят решёткой, и оставшиеся люди будут вынуждены в порядке очереди умерщвляться от рук тайного маньяка.
Диалоги элементарны, они не несут в себе пищи для размышлений, как это было в экранизации 60-х. Ныне всё упрощено, сводя к проходным фразам, большим счётом, направленным на призыв к перемещению в пространстве или несвойственной ситуации скабрезности в адрес друг друга. К тому же задействованный актёрский состав не особо прилагает усилия для достоверности сродни их прописанным, часто сумбурным действиям. Разве что заслуженный деятель своей профессии Херберт Лом выглядит достойно, который «набил руку» уймой работ и непосредственно в жанре ужасов, снявшись в таких картинах, как «Мёртвая зона» («The Dead Zone»), «Печать Дьявола» («Hexen bis aufs Blut gequalt»), «Граф Дракула» («Nachts, wenn Dracula erwacht») — студии Hammer, и других. Выходит интрига упрощена и каким-то шоком спад маски с личности душегуба не станет, ведь как такового розыска или детектива нет из-за немалой наивности постановки.
Помимо этого сопроводительное музыкальное оформление не гармонирует с «картинкой», создаётся неподобающий эффект, что пред нами не напряжённый ужастик, а какая-то сказка-фэнтези. Выходит, саспенс угасает, не успев и зародиться в нужных сценах.
Но всецелым провалом фильм не назвать. В нём найдутся приятные моменты. Перво-наперво следует отметить поистине шикарный фон происходящего в интерьерах просторного замка, завешанного цветастыми портьерами, картинами, блестящий мрамором и вездесущей позолотой, что обагрится кровью. В этих коридорах трудно заметить спрятавшегося убийцу, зато легко заблудиться. К тому же учиняемые экранные смертоубийства нередко делают негласные отсылки к другим произведениям писателя-классика, претендуя на кое-какую фанатскую любовь в трактовке материала. И пускай мистика отсечена, и это непозволительно для фильма с заявлением в титрах, что он создан по мотивам фантазии Аллана По, но маньяк в красном плаще отчасти соответствует сюжетному ключу. Ведь в рассказе это была Смерть, а здесь это её утрированный образ в человеческом эквиваленте, вершащий поступки не по природе своей, а из корыстных побуждений, однако прерывая жизнь за жизнью.
Сублимируя указанные выше доводы «за» и «против», данная работа всё же вполне способна сгодиться к просмотру, особенно зрителю не знакомому с литературной основой, да и не стремящемуся к лицезрению чего-то приводящего к интересным мыслям-рассуждениям за счёт мизерности метафорического и символического ключа. Если вовсе сузить рамки оценки в качестве сугубо экранной постепенной расчленёнки, то кино неплохой образец. Лично в моих глазах его ценность возрастает на пару воображаемых баллов во благо ностальгии по детским годам, когда в первом просмотре он казался куда притягательнее, да и на одной из центровых ролей участвует Фрэнк Сталлоне, чья музыка мне нравится до сих пор, впрочем, нежели актёрское дарование. Посему любителям «страшного» кинематографа, смотреть можно, но, ни в коем случае не следует ждать полновесной экранизации.
Сюжет:
Этим вечером в замке у миллионера Людвига проходит бал-маскарад, куда приглашены разные знаменитости и светские люди. Журналистка, решившая подсобрать материал для статьи, в костюме Купидона пробирается без приглашения и скрытно делает снимки.
Однако в разгар торжества происходят убийства, и напуганный народ выбегает прочь. Но Людвиг успевает запереть двери решёткой, чтоб хоть малая часть была с ним в его несостоявшийся праздник. Так все они становятся потенциальными будущими жертвами неизвестного маньяка, скрывающегося под красной маской и накидкой…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Надо же, как вы про Лома вспомнили… А я, признаться, до опубликования новостей о его смерти 27 сентября даже не знал о таком актере.
У нас вообще столько на сайте удивительных совпадений бывает – кругом настоящая мистика! 🙂