НИЛ ДЖОРДАН (Neil Jordan), родился 25 февраля 1950 года в графстве Слайго, Ирландия в семье профессора. Английский режиссер, продюсер, актер и сценарист. Изучал ирландскую историю и английскую литературу в Дублинском университете. Добился признания как писатель, опубликовав сборник рассказов «Ночь в Тунисе» (1976) и роман «Прошлое» (1980). Был приглашен Джоном Бурменом в качестве литературного консультанта на картину «Экскалибур» (Excalibur, 1981) и сделал документальный фильм о ее съемках. В следующем году Бурмен продюсировал сценарный и режиссерский дебют Джордана, фильм «Ангел» (Danny BoyAngel, 1981, Ирландия). В меланхоличном триллере о саксофонисте, случайно становящемся свидетелем убийства глухонемой девушки, проявилась склонность Джордана к постановке моральных и философских проблем в рамках жанрового кино.
Из 19 фильмов, снятых Джорданом, я видел 10. Джордан — один из любимых режиссеров, он не гений, да, но то, как он снимает и какие стили ему интересны — это мне близко.
Сначала был фильм «Интервью с вампиром». Я в то время ни за режиссерами, ни за актерами не следил, я просто смотрел кино. История, сочиненная Энн Райс и воплощенная на экране Крузом, Питтом и Данст, сразила наповал. Позднее я думал — какого черта Круз вообще снялся в этой ленте?! Нет, он там не лишний, но «Интервью…» во всех отношениях специфический фильм, еще немного больше тишины, молчания и иносказаний, и все — был бы арт-хаус. Просто режиссер предложил несколько версий для трактовки событий, и каждый зритель смотрел картину, словно снятую специально для него. Кажется, это был единственный коммерчески успешный фильм Джордана.
Потом я увидел «В компании волков». Сказка о Красной шапочке мутировала под пером режиссера так, что братья Гримм ужаснулись бы, а может, и руками бы злорадно потирали бы… Шизофреническая лента (слегка невнятная во многих смыслах) о пятнах на лице, о жестокости и крови. Тут я уже пригляделся к фамилии режиссера, ведь почерк (идеальная картинка и мрачность) и стиль были узнаваемы. А я так люблю все мрачное…
Следующая лента — скорее разочарование. «Мы не ангелы» — трагикомедия с де Ниро, Пенном и Мур не взволновала меня. Да, хороший сюжет и актеры не ленятся, но вот узнаваемый стиль исчез. Я тогда еще не догадывался, что именно «почерка» Джордан и стремился избегать.
«Жестокая игра»/«Игра до слез» — этот фильм обсуждали, ругали, возносили к небесам и хаяли. Мрачнейший фильм, атмосфера нуара, даже блюзовая атмосфера, настолько все безнадежно в этой ленте. Затрагивая щекотливую политическую тему, режиссер так виртуозно выныривает из одного жанра в другой, что ты даже не подозреваешь — где грань между историями. Тогда я проникся уважением. Джордан, возможно, достаточно небрежно подходит к съемке фильма, это у него выражается в пренебрежении ритмом, что немаловажно, и… главное преступление — чрезмерная эмоциональность. То, что хорошо зрителю в «Интервью…», не радует в «Игре до слез».
1998 год. «Мальчик-мясник». Фильм в конкурсе Берлинского кинофестиваля, «Серебряный медведь» за режиссуру. А тема страшная, да и реализация оной не детская: ребенок рубит топором тех, кто ему не по нраву, а потом кается Богородице, роль которой исполняет Шинейд О’Коннор. Рассказывать об этой ленте можно бесконечно, ее лучше увидеть, хотя бы один раз. Джордан меня порадовал, и я понял, что он снимает лишь то, что ему интересно и так, как он чувствует. Доказательство не замедлило явиться…
«Сновидения» с Аннетт Бенинг и Робертом Дауни-младшим были нехилым сюрпризом: так красиво снят такой ужасающий БРЕД! Главная героиня видит сны, в которых маньяк убивает детей. Потом оказывается, что маньяк реально существует и реально убивает именно так, как снится героине Бенинг. В кучу свалены история затопленного города, красные одежды и девочки в блестящих платьях. Я начал опасаться за мозг Нила…
А он поставил «Конец романа»! А пять лет спустя — «Завтрак на Плутоне» — очередную сказку с искрами юмора, подобрел дяденька и перестал пугать людей загробностями, внутренними демонами, начал рассказывать о любви, пусть и странной.
«Хороший вор» я посмотреть не решался долго. Ответ прост: я не люблю Ника Нолта. Но вот недавно все-таки решился. Да, Нил всегда будет удивлять! История игрока и наркомана, который встретил юную деву, решил завязать с наркотиками и пошел… на свое последнее дело. Тут нюанс: картина Джордана словно растет из настроения другой ленты о воровстве картин — «Афера Томаса Крауна» с Броснаном. Но фильм Мактирнана легковесней и приятней, чем творение Джордана. Нельзя сказать, что режиссура неуклюжа, но нет стройности, ритма, опять же, Кустурица зачем-то снялся в невзрачной роли, не фильм, а компот из сухофруктов. Но там есть вкусные моменты. Пожалуй, из всей фильмографии романтичного ирландца, любимые — это «Интервью с вампиром» и «Конец романа» — удаются Джордану экранизации)))
Прочие — странные фильмы, но мне нравятся скорее странные, чем выхолощенные работы. Поэтому следующий фильм одного из любимых режиссеров обязательно буду смотреть!
Хоррор — фильмография:
- Ангел (1982)
- В компании волков (1984)
- Бодрость духов (1988)
- Жестокая игра (1992)
- Интервью с вампиром (1994)
- Майкл Коллинз (1996)
- Мальчик-мясник (1997)
- Сновидения (1999)
- Хороший вор (2002)
- Отважная (2007)
- Византия (2012)
Сценарист:
- Ангел (1982)
- В компании волков (1984)
- Бодрость духов (1988)
- Жестокая игра (1992)
- Майкл Коллинз (1996)
- Мальчик-мясник (1997)
- Сновидения (1999)
- Хороший вор (2002)
- История с кладбищем (2012)
Продюсер:
- Курьер (1988)
- Мальчик-мясник (1997)
- Хороший вор (2002)
Ссылки:
А у меня среди фильмов Джордана самый любимый — «Сновидения».
А у меня — «Жестокая игра». А первый увиенный мною его фильм — «Бодрость духов», черная комедия о призраках в старинном замке с Дерил Ханной в главной роли.
Я видел только «В компании волков» и «Интервью с вампиром».
Очень уважаю этого режиссёра, хорошо, что он «появился» на сайте! Больше всего у него люблю «Жестокая игра», нравятся «Сновидения», «Завтрак на Плутоне» и «Бодрость духов». А вот «Конец романа» как-то не зацепил, кроме последних минут тридцати-сорока, хоть и сыгран хорошо. «В компании волков» на днях посмотрю и отпишусь ещё 🙂
Смотрел «В компании волков», «Жестокая игра», «Интервью с вампиром», «Сновидения», «Отважная» — понравились все, хотя и в равной степени. Больше всего из отсмотренного нравится «Интервью с вампиром» — это вообще один из самых любимых моих фильмов в принципе, а меньше всего «Отважная» — наименее авторская и наиболее стереотипная лента по сравнению со всеми остальными, хотя сам по себе фильм тоже сильный.