Журналист Анжела Видал в стилистике реалити-шоу снимает одну рабочую ночь городской пожарной охраны. Неожиданно стандартный выезд дежурного наряда на место происшествия оборачивается немыслимым кошмаром. Жилой дом оказывается очагом неизвестной инфекции, несколько жильцов уже заразились и превратились в агрессивных безумцев. Чтобы остановить распространение вируса, власти блокировали все входы и выходы, а пока еще живые жители, пожарные и журналисты внутри «адского дома» отчаянно сражаются за свои жизни. Несмотря на почти безнадёжную ситуацию, Анжела продолжает снимать репортаж, возможно, последний в своей жизни, но… «люди должны знать правду!»
В 1999 году вышедшая на мировые экраны ультра-дешевая лента «Ведьма из Блэр» открыла новое направление в хоррор-кинематографе, став родоначальником «псевдодокументальных ужасов», то есть фильмов, которые выдают за реальную хронику какие-либо сверхъестественные и страшные события. Бешеный кассовый успех скромного «хоум-видео» о студентах, заблудившихся в лесу и бесследно исчезнувших, заставил многих кинематографистов снимать схожие по стилю картины, но истинный качественный скачок в развитии «хоррор-мокьюментари» сумели совершить испанцы Жауме Балагуэро и Пако Пласа, сотворив удивительно-незабываемый и по-настоящему жуткий фильм «Репортаж».
Вспоминая «Ведьму из Блэр», как родоначальника данного самобытного хоррор-жанра, стоит признать, что лента внушала страх необычно-стопроцентным эффектом достоверности происходящего на экране, но в то же самое время фильм был крайне статичен и бездейственен. Да, реализм внешне заурядной, но катастрофической для героев ситуации нехило щекотал нервы и создавал саспенс практически на ровном месте. Но в силу стилистической специфики и мизерного бюджета, «Ведьма…» была откровенно бедна визуально, и с позиции картинки в фильме было не на что смотреть. Оригинальности подачи материала оказалось достаточно, чтобы лента стала не просто хитом, но и уникальным событием в кинематографе. Правда при этом в «Ведьме…» не было так любимых массой зрителей динамики, экшена и визуальных ужасов. Поэтому следующей ступенью эволюции жанра должен был стать быстрый, страшный и зрелищный «документальный» хоррор, каким и получился «Репортаж».
Художественно творение Балагуэро и Пласа стоит похвалить как за визуальную так и смысловую составляющие. Конечно, положа руку на сердце, стоит признать, что «Репортаж» снят в первую очередь ради адской зомби-рубки, быстрой и беспощадной. Идея кроваво-мясной бойни в стенах многоквартирного дома может показаться чистым трэшем, но режиссерам не просто удается посредством «документалистики» сделать пугающе-правдоподобное зрелище, но и реализовать мощный драматический накал. В контексте «страшной киносказки» реально ощущаешь трагедию героев, невольно очутившихся в кромешном аду. И помощи не будет как внутри дома, в котором «мертвых» в прямом и переносном смысле с каждой минутой становится больше чем живых, так и снаружи. Ибо с точки зрения властей, все люди, находящиеся в очаге заражения, уже мертвы по определению.
По динамике и концентрации экшена и насилия на единицу экранного времени «Репортаж» на высоте. Это не атмосферно-пугающее кино, хотя элементы саспенса, особенно в начале страшных событий, присутствуют и выполнены «на отлично», а скоростной хоррор, когда героям приходится все время либо бежать, либо драться, чтобы остаться в живых. И своеобразным слоганом творящегося кошмара становится приказ «Не выключай камеру!», который все время повторяет главная героиня-журналист своему коллеге. Именно глазами этого несчастного оператора мы и наблюдаем эту скоротечно-трагическую историю людей, оказавшихся не в то время не в том месте. И проводя параллели с реальной жизнью, хочется верить, что документальное свидетельство страшных событий придает особый смысл смерти людей, отдавших жизни ради этих уникальных кадров. Хотя тем, кого нет с нами – уже всё равно, а их живым близким от этого не легче…
«Репортаж» стоит посмотреть все любителям фильмов ужасов, как поклонникам умных жутиков, так и фанатам чисто визуальных шокеров. Своеобразный социальный триллер и фантастический зомби-хоррор успешно соединились в рамках одной картины, мощной по всем «ужасным» атрибутам.
Эх, жаль я вторую часть купил, но куда-то задевал, так что не знаю, что там было в испанском продолжении. А вот обе части американского ремейка видел. Но там сиквел совсем в другую сторону ушел.
А я тоже не видел вторую и американские ремейки. Мне, кстати, из всех фильмов Хауме Балагуэро больше всего «Тьма» нравится.
Отличный текст и глубокий подход к анализу. Что ты там такого социального нашел, я не понял, честно говоря!))) Или имелось в виду то, что властям было наплевать на оставшихся в живых людей, в этом социальный подтекст? А ты недавно что ли посмотрел фильм? Подписываюсь под каждом словом и жду рецензию на вторую часть, как по мне — она нисколько не хуже первой вышла!))
Да, Никита, под «социалкой» я и имел в виду то, что ты написал, причем я бы даже усилил мысль, что власти сразу же практически «похоронили» всех жителей дома, не собираясь никого выпускать из очага заражения в принципе. Ведь когда ближе к финалу началась уже просто безостановочная бойня, снаружи дома даже не попытались прийти на помощь, чтобы кого-то спасти…
Этот фильм я недавно пересматривал уже в третий раз, и у меня уже была написана рецензия на него несколько лет назад, но сейчас мне мой старый отзыв не нравится, он слабенький, вот я и решил написать новый.