Взрывы. Молнии. Радиация. Масштабное разрушение. Апокалипсис… Конец… Это конец! Одно из уцелевших зданий. Взгляд через окно обозревает моментальное уничтожение цивилизации. Паника. Давка. Боль. Страх. В этой агонизирующей суматохе несколько человек успевают спрятаться в бункере. Вот только по ходу развития событий начинаешь задаваться вопросом, является ли подвал спасительным убежищем, или это самая настоящая адская западня для выживших, погребная яма, превращающая здравомыслящих людей в антисоциальных животных.
Поклонники «Границы», трепещите! Новое детище Ксавьера Генса по своему восприятию такое же шизоидное и бескомпромиссное, только в этот раз шоковая терапия будет проводиться не с помощью безостановочного кроваво-истерического конвейера, а посредством медленного выкручивания мозговых извилин и нагнетания безутешного депрессивного хаоса. Застывшая умиротворенная действительность резко нарушается нежданным визитом подозрительных гостей в защитных костюмах, настроенных явно недружелюбно. И вот уже видны первые потери, первые ранения, первые приступы личностного разложения…
С этого момента создатели ленты плавными осторожными движениями начинают воздействовать на зрительское сознание, как будто погружая тело в густую липкую жижу, резво утягивающую тебя на самое дно, где она моментально проникает во внутренности, душу, разум. В картине превалирует упадническое настроение, каждая сцена пропитана чувствами потерянности и разбитости. Чем ближе сюжет движется к своему завершению, тем более тусклыми и обшарпанными выглядят стены, воздух становится спертым и «омертвевшим», нomo sapiens теряет свой истинный облик, напоминая обезображенных мутантов со звериными инстинктами. Демонстрируемая обстановка все сильнее и сильнее наполняется мраком и дезориентированностью в пространстве, окутывая зрителя толстым покрывалом, состоящим из нескольких слоев неприятного жуткого озноба, мерзких извращенных поступков и неуравновешенного психоза.
Не зря картина называется «Разделитель». Вначале создается иллюзия, будто кто-то злой и опасный собирается вести охоту на уединенную группу. Но на самом деле все намного проще. Зло прячется в них самих, в тех, кто пытается спасти свою жизнь в замкнутых узких коридорах, и безнадежная стрессовая реальность как бы разделяет коллектив на два лагеря. У одних отчаяние и безумие одерживают верх над здравым смыслом, начиная изливать наружу скопившуюся ядовитую желчь, которая полностью отравила их организмы. Другие, несмотря на разрастающееся неконтролируемое помешательство, пытаются действовать разумно и сберечь в себе зачатки адекватности. И это навевает на мысли, что, быть может, кто-то из запертого общества и в повседневной жизни был предрасположен к такому поведению, а текущее безвыходное положение явилось неким толчком к выбросу всего негатива и низменных порочных влечений изнутри. Ведь все они оказались в равных условиях, все были в той или иной степени заражены паникой и волнением, однако кого-то поглотила всеобщая агония, а кто-то вопреки всему смог с гордостью сохранить человеческое достоинство.
После просмотра остается клубок нераспутанных тайн: из-за чего вдруг началось массовое разрушение, кто были эти незнакомцы в скафандрах, что за эксперименты проводились с детьми? Но все эти претензии не столь существенны, ибо положение спасает чертовски выразительная и «крышесносящая» актерская игра, а также довольно-таки реалистичные, заползающие глубоко под кожу, ощущения задавленности, отчаяния и сумасшествия. Если проводить аналогии с другими фильмами, то невольно вспоминаются «Мученицы» Ложье, ибо по своему психологическому влиянию «Разделитель» очень близок к ним. Несмотря на то, что каких-либо визуальных жестокостей здесь не так много, воспринимается картина невероятно тяжело. Поэтому лицам с тонкой душевной организацией заранее лучше хорошо подумать, прежде чем смотреть фильм. Режиссер ошарашивает неподготовленного зрителя по-настоящему грязными нелицеприятными эпизодами, показывая крайнюю степень морального растления и загнивания человечности в угоду гадким развратным желаниям.
Итог. Мрачное, жестокое и оцепеняющее кино, наполненное чувствами психологической задавленности и социального разложения, внушительно действующее на нервы и заставляющее переживать за тех, кто этого достоин, и ненавидеть тех, кто этого заслуживает. Трудно разобраться, насколько показанные метаморфозы могут иметь место в действительно, и неужели человек может в прямом и переносном смысле вот так деградировать?… За этот мощнейший посыл, за блестящую эмоциональную актерскую игру, за неуравновешенную и нереально тяжелую обстановку и атмосферу ставлю
8 из 10
Тем, кто уже фильм посмотрел, предлагаю соответствующую тему на форуме для обсуждения: http://forum.klubkrik.ru/index.php?topic=76.0
Я пока отношусь к тем, кто еще только собирается 🙂 Никита, если сравнивать «Разделитель» с «Границей», какой из фильмов в общем и в целом все-таки лучше, на твой взгляд?
А ты разве «Границу» не смотрел? Ну, ей я поставил 10-ку и она у меня в списке самых любимых фильмов, так что, думаю, лучше. А «разделитель» совсем другой фильм, хоть и такой же безумный)) но он более тяжелый и неприятный, не зря я аналогию с «Мученицами» провел, уже давно таких эмоций не испытывал. Пересматривать «Разделителя» точно больше не буду, одного сеанса мне с лихвой хватило-)
«Границу» смотрел, поэтому и спросил, чтобы было для себя от чего отталкиваться, в плане прогноза собственных впечатлений от «Разделителя». Хотя иногда лучше вообще никого ни о чем не спрашивать и ни читать ничьих мнений, а просто посмотреть кино с чистого листа, без мысленного груза чьих-то оценок. Но про «Разделитель» я уже слышал столько разнополярных мнений, что уже просто запутался в них 🙂 Но когда качество фильма настолько противоречиво в различных отзывов, это только говорит в пользу его просмотра. Значит кино неоднозначное, и его стоит просмотреть и проанализировать самому, это в любом случае будет интересно.
Тот случай, когда отзыв лучше фильма, ИМХО. 🙂
То есть все мои предыдущие отзывы были хуже фильмов, которым они посвящены? 🙂
Я этого не говорила.
Посмотрел вчера по ТВ. Согласен с отзывом — очень сильное кино, и неожиданно сильная актерская игра Вентимилья и Бина. Отлично показана как психологическая, так и физическая деградация. Такое кино запоминается надолго.