Рецензия написана в 2009 году.
——————————————
Маньяк-убийца Чарльз Ли Рэй в облике детской куклы Чаки, пожалуй, самый оригинальный кинозлодей из разряда серийных душегубов, появившийся и развившийся в 80-е годы 20 века, наряду с легендарными Майклом Майерсом, Фредди Крюгером и Джейсоном Вурхизом. Формально Чаки далеко до лавр вышеупомянутых киноманьяков, как по количеству жертв, так и по харизматичности образа, но по сути, это не менее злобная, незаурядная и смертельно опасная тварь, также ставшая главным героем популярной франшизы, пусть и менее кассовой и знаменитой, чем «Кошмар на улице Вязов» или ««Хэллоуин».
«Детские игры» — характерный пример, как всего одна любопытная идея сможет обеспечить сценариста на много лет вперед, без его участия в других, не связанных с Чаки, проектах. Дон Манчини придумал чисто трэшевый сюжет о том, как смертельно раненый маньяк-убийца с помощью черной магии «переселил» свою душу в пластиковое «тело» детской игрушки – широко разрекламированной куклы Чаки, которую мечтают заполучить многие дети. Изначально идея сценария сводилась к тому, что только в конце фильма становится очевидна личность убийцы, и зритель с ужасом и удивлением понимает, что главный злодей – не человек. Но в итоге упор решили сделать именно на облике зловещей куклы, и результат вышел не менее впечатляющим. Восхищает сама мысль о том, что монстр был создан не посредством компьютерных эффектов, которые в конце 80-х прошлого столетия еще были слабо развиты, а при помощи резинного чучела, которое на экране выглядит крайне живо, зловеще и пугающе. Просто поражает мимика Чаки, когда он из милого пупсика превращается в безумного монстра с перекошенной от злобы резиновой рожей. Психопатическое выражение «лица» куклы и сейчас даст форы многим современным «виртуально-анимационным» чудищам. Мимика и эмоции Чаки – высший класс, определенно впечатляющее достижение мастеров визуальных эффектов тех лет.
«Детская игра» — не из тех слэшеров, где количество жертв зашкаливает, а кровь льется рекой. Убийств в ленте немного, но практически каждое из них — впечатляющая сцена! Кстати, самое первое лишение жизни в картине (не считая гибели человеческого обличия Чарльза Ли Рэя) — это прямая отсылка к «Психо» Хичкока, причем это вовсе не классическая «сцена в душе», которую знает каждый любитель хорроров, а второе «убийство на лестнице». В «Детских играх» этот эпизод не копируется, но определенно снят именно под влиянием данной сцены. Но главное в картине Тома Холланда – это не резня, а саспенс. И «напряженно-нервный» саундтрек Джо Ренцетти как нельзя лучше ему способствует. Это, конечно, не какая-нибудь мгновенно узнаваемая музыкальная тема из «Хэллоуина» или «Пятница, 13-й», но композиция, идеально ложащаяся на визуальный ряд и обволакивающая «страшную историю».
Сценарий Дона Манчини далеко не идеален, но он реально интересен и непредсказуем. Так как сюжет и все ужасы замешаны на черной магии, зритель почти до конца истории не знает, как же можно остановить эту безумно-кровожадную куклу? Тем более, что сам главный персонаж не боится смерти, ибо уже мертв. Единственно стремление Чаки – выбраться из пластикового тела, но сделать это для него не менее сложно, чем умереть. Так что в финале напряжение достигнет своего апогея и разродится в кошмарную сцену, пугающую и по сей день. И даже «условное поражение» куклы Чаки в войне с людьми не гарантирует, что эта тварь вдруг вновь не оживет и не бросится на первого встречного….
Впрочем, «ожить» кукле Чаки помогли вовсе не дьявольские силы, а внушительные кассовые сборы. И «детский» фильм ужасов превратился в многосерийный проект со все более изощренными спецэффектами и впечатляющими убийствами. И пусть последняя на сегодняшний момент серия «Потомство Чаки» стала уже откровенной комедий, своего рода пародией на оригинал, Чарльз Ли Рэй по-прежнему популярен! В ближайшем будущем ожидается ремейк картины.
Собственно, после «Проклятий Аннабели» я внезапно вспомнил про Чаки, про то, что никаких фильмов до «Невесты Чаки» я и не смотрел, а ведь зря! Зато сколько я эмоций получил, оценив все три первых серии. Ведь это шикарно!!! Это настолько харизматичный и убойный персонаж, наверное, если бы я познакомился с ним в детстве, то он бы был одним из моих любимчиков, наравне с Фредди. Чего стоит только его адский злобный смех и перекошенное от ярости лицо. А какие потрясающие финалы что в первой, что во второй частях, особенно мне запомнилась развязка на фабрике игрушек. А еще эта машина, вставляющая игрушечные глаза, так и знал, что она будет использована не по назначению.)) Третья часть чуть снизила планку качества, и даже не знаю, насколько удачным было решение о развитии событий в военной школе, но так или иначе — это тоже достойное и интересное кино, и повзрослевшему Энди, как и его маленькому прототипу, я симпатизировал. Первые две части оцениваю на девятку, третью — на 8 или 7 из 10.
Ох, Никита, завидую я в такие моменты, когда слышу восторги человека, который впервые познакомился с хоррор-классикой, которую сам посмотрел вдоль и поперек )) Как в песне Высоцкого; «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, но только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди!» ))
Хотя на самом деле и у меня точно есть такая франшиза, под названием «Восставший из ада». Я смотрел первые две части, но в глубоком детстве, и помню лишь некоторые моменты. Так что сейчас для меня просмотр данного многосерийного хоррора будет практически с нуля. Осталось только найти и запланировать время на сие мероприятие. А то я Кроненберга в хронологическом порядке смотрю в час по чайной ложке, уже самому стыдно ))
Да я и сам себе позавидовал.)) Но это реально бесценные эмоции, такие фильмы и такие персонажи не стареют никогда. Думаю, у меня таких франшиз неотсмотренных вагон и маленькая тележка наберется, «Фантазм», например (сейчас минут 10 сидел и вспоминал название 🙂 ), или про «Пятницу 13-ое» я ведь ни одного старого фильма еще не видел, только ремейк, а там, если не ошибаюсь, частей еще больше, чем у «Кошмара на улице Вязов».
Что касается «Восставшего из ада», там первые две серии самые хорошие, остальные с каждым разом теряют качество и смотрибельность, хотя вот я серию про космос еще припоминаю как вполне неплохую, а еще одну из частей, где вернулась главная героиня первых двух фильмов, там еще был резкий уклон в мрачные галлюцинации и сюрр, но мне понравилось (и вроде это та, которую снял Скотт Дерриксон). В общем, надо пересматривать тоже, потому что мало что помню. А еще помню, как я себе купил DVD со всеми частями про Фредди + 8 фильмов «Восставшего…» (интернета у меня тогда еще не было), так вот последнего долго не мог решиться начать смотреть, самая первая сцена со шкатулкой, разрывающей жертву на части, пугала до одури.))