Очередной парафраз на тему рождения Антихриста, которые после гениального «Ребенка Розмари» Романа Полански нет-нет да и появлялись на экранах Старого и Нового Света. В 1978-м году Сын Сатаны изволил явить себя миру в Венеции, а акушером выступил не самый известный, но вполне мастеровитый итальянский режиссер Уго Либераторе, для которого «Венецианская Тьма» стала не первым опытом по части использования расхожих сюжетов для собственных целей. Например, в предыдущей своей работе «Ноа Ноа» он представил публике очередную версию приключений экипажа корабля «Баунти». Публика, надо сказать, не особо впечатлилась, даже несмотря на то, что обнаженные «туземки» там вообще не исчезали из кадра.
Сделав надлежащие выводы, эротическую составляющую «Nero Veneziano» режиссер существенно ограничил: насколько это вообще было возможно в коммерческом итальянском кинематографе 70-х годов прошлого века. Дескать, пугать так пугать и нечего на голых женщин пялиться. Ну а раз так, то мурашки по коже у потенциального зрителя решено было вызывать с первых же кадров, не откладывая дела в долгий ящик со всякими там прелюдиями и игрой контрастов. Венеция с самого начала предстает мрачным, холодным и мокрым городом в котором жить если и комфортно, то разве что привидениям (совсем как в Петербурге поздней осенью). По каналам этого зомби-тауна плавают исключительно похоронные гондолы, дома разваливаются от сырости, жители мрачны, а солнце никогда не выходит из-за туч.
В такой обстановке не до праздника жизни. Особенно сиротам Марку и Кристине Фостерам, чья семья некогда перебралась в этот прóклятый город из Америки. Теперь вот они хоронят свою бабушку и на всем белом свете у несчастных детей остаются только странноватые дядя с тетей, обитающие в старинном доме, переоборудованном в пансионат. Дом, само собой, таит в себе кучу темных тайн, да и сама пожилая пара тоже — одна большая загадка. Впрочем, авторы с ними особо не церемонятся, убивая уже в первые пятнадцать минут фильма: в ходе экспозиции, предстоящей основному действию.
А действие это вращается вокруг юного Марка, потерявшего зрение за три года до рассказываемых событий. С тех пор его постоянно одолевают видения, в которых неизменно присутствует странный человек с тростью, убивающий всех, кто Марку дорог. И когда в пансионат, который теперь принадлежит сестре и опекунше юноши Кристине вселяется новый постоялец, тот начинает подозревать в нем мрачного героя своих видений. А тут еще странная соседка (в исполнении старательно напускающей на себя демоничность Ольги Карлатос) с не менее странной дочерью, то умирающей на руках у Марка, то как ни в чем ни бывало восстающей из мертвых… А также весьма подозрительный духовник Фостеров падре Стефани, обихаживающий «человека с тростью» как самого близкого друга, постоянно крутится рядом… И живот у Кристины начинает стремительно расти, хотя все, что было у нее с новым постояльцем — пара невинных поцелуев. В-общем, полный мрак и безнадежность для юноши, попавшего в сатанинское окружение.
Чем все закончится — рассказывать, наверное, не стоит. Хотя для собаку съевших на подобного рода хоррорах финал особого удивления не вызовет. Впрочем, совсем банальным его тоже не назовешь. Но вот путь к этому финалу синьор Либераторе постарался сделать максимально черным и уродливым. Так, чтобы даже искорки света не промелькнуло во мраке. Единственный потенциальный союзник Марка против дьявольских слуг (бойфренд его сестры Джорджо) не решается дать открытый бой адским отродьям, и слепой юноша ведет его практически в одиночку, все глубже погружаясь в трясину Ада (или, может быть, в безумие?). «Венецианская Тьма» вокруг него сгущается, а слепота делает его еще более беспомощным в отчаянной битве.
Оригинальности все это, конечно, лишено напрочь. Да и весь творческий путь Уго Либераторе подсказывал, что нечто выдающееся снять он мог вряд ли. А вот крепкий, в меру увлекательный фильм ужасов ему вполне удался. Особенно он порадует тех, кто изначально «болеет» за «Темную Сторону». Она здесь выведена с чувством, толком и расстановкой, так что даже господину Полански за своего эпигона не должно быть стыдно. Эстетам же и моралистам, равно как и защитникам авторских прав, лучше обойти этот продукт итальянского ширпотреба стороной.
Фильм действительно очень мрачный. И действительно достоин внимания.