Джерод, Рэнди и Билли-Рей решили поразвлечься, приняв интернет-приглашение от незнакомки. Однако, вместо обещанного секса, друзья попадают в лапы религиозных маньяков-убийц. Пленникам почти удается спастись, но трагическая цепочка случайностей превращает логово сектантов в кровавую бойню…
Когда в декабре 2011 мы проводили в клубе голосование за лучший фильм ужасов уходящего года, хоррор-триллер «Красный штат» занял в голосовании… последнее место. Проще говоря, за него не проголосовал никто. Как такое могло случиться с фильмом самого Кевина Смита – автора прославленных «Клерков», создателя образа Молчаливого Боба и попросту талантливого режиссера? Кстати, как Смита вообще угораздило снимать ужастик – ведь его конек – стебная неполиткорректная комедия «для взрослых» с большим количеством занятных диалогов?
Однако, как выяснилось, ничто «хоррормейкеровское» Кевину Смиту не чуждо. В 2007 году он предложил знаменитым продюсерам братьям Вайнштейнам два сценария «в одном флаконе». Один – классическая кевинсмитовская стебная неполиткорректная комедия. Второй – странный хоррор о религиозной секте со стрельбой и минимумом диалогов. Смит был готов снимать оба фильма одновременно (так Уве Болл параллельно снимал «Блюбареллу» и «Бладрейн 3», чтобы сэкономить на расходах). Однако продюсеры раскошелились только на один фильм. Угадайте, на какой? Правильно, на комедию. Для принятия решения им понадобилось только название: «Зак и Мири снимают порно». Фильм был снят – к слову сказать, получилась очень забавная и совсем не пошлая, как казалось бы из названия, комедия. Прибыли, правда, она не принесла.
И раз уж спустя несколько лет Смит накопил денег и таки снял фильм по тому самому отвергнутому сценарию – «Красный штат» — значит, к своей задумке он относился более чем серьезно. Отсутствие толстого продюсерского кошелька привело к немалой экономии – как вам бюджет на спецэффекты в 5 тысяч долларов? – зато в фильм Смиту удалось привлечь замечательных актеров. Главной звездой фильма стал Майкл Паркс, сыгравший главу сектантов, помешанных на ненависти к «грешникам». Зрителю он больше всего известен по роли техасского рейнджера Эрла Макграу, которого Паркс сыграл сразу в четырех фильмах («От заката до рассвета» — помните шерифа в самом начале фильма?; «Убить Билла», «Доказательство смерти», «Планета страха»). Тарантино как-то назвал его лучшим из ныне живущих актеров — словом, если бы Паркс отказался от участия в проекте, «Красный штат» вовсе не был бы снят. Актриса Мелисса Лео сыграла в «Красном штате» сразу после «Бойца», принесшего ей премию Оскар, так что Смиту просто повезло – не факт, что в статусе «оскароносной» актрисы Лео согласилась бы сыграть роль фанатички, ловящей сексуально озабоченных юношей «на живца». Наконец, Джон Гудман – один из самых крупных актеров в Голливуде (в данном случае, по габаритам). В хоррорах он играет редко за метко – трудно забыть его пугающую огромную фигуру в коэновском «Бартоне Финке», а скоро мы услышим его (вместе с Джодель Ферланд!) в хоррор-пародийном мультике «ПараНорман». В «Красном штате» Гудману досталась роль руководителя спецотдела по борьбе с террористами, которому приходится сделать сложный моральный выбор – в частности, задуматься, всегда ли в борьбе с террористами все средства хороши?
Так почему же так любовно выпестованное кино с замечательными актерами пролетело «мимо кассы» (жалкий миллион кассовых сборов) и мимо внимания поклонников хоррора? Мне кажется, Смит так и не определился, в каком жанре он снимает кино. Фильм начинается, как «пыточный» триллер в духе «Хостела», потом неожиданно делает поворот в «сектатско-маниакальную» сторону («Плетеный человек», «2001 маньяк»), потом оборачивается полицейским триллером с политическим уклоном, а в финале зрителя и вовсе ждет финт в постапокалиптическом стиле. Трудно сказать, кому такой винегрет может понравиться. Мне – понравился, но это лишь частный случай. При этом фильм рекламируется именно как последователь «Хостела». Первые минут тридцать он действительно следует жанровой схеме, но эта завязка попросту смехотворна и выглядит скорее пародией на «Хостел». Трое балбесов через интернет нашли девушку, которая согласна «дать» сразу троим. И что, когда они увидели страшную тётку в разбитом трейлере, их ничего не смутило? Они настолько безнадежны, что выбрали этот… ммм… вариант?
Вообще говоря, симпатию в этом фильме не вызывает практически никто – ни вышеупомянутые балбесы, ни «одумавшаяся» девушка-сектант (да-да, она тоже сидела в церкви и, улыбаясь, смотрела на жестокие расправы, так что же теперь ей, аплодировать?), ни спецагенты, которые своими методами ничем не отличаются от террористов. Даже персонаж Гудмана, по логике сюжета самый «правильный», формально виновен не меньше остальных – ведь именно он объясняет подчиненным, что в случае неповиновения приказу он лишится пенсии и спокойной старости. Так что кровь и на его руках.
А ведь у фильма был шанс «выстрелить» — ведь в нем есть и шикарные актерские работы (религиозно-фанатичные речи Паркса стоит смотреть в оригинальной озвучке – он неподражаем!), и оригинальный сюжет (каждое убийство выглядит абсолютно непредсказуемым – высший класс для «герои-выбывают-по-одному» фильма), и фирменная кевинсмитовская «фига в кармане». Тарантино (явно из уважения Парксу) включил «Красный штат» в список лучших 11 фильмов 2011 года. Да и проблемы социальной нетерпимости, поднимаемые в фильме, актуальны для нас не меньше, чем для «некрасных» Штатов.
Финал оставляет некоторое чувство растерянности – и это всё? И это – справедливость? И это – способ противостоять фанатикам? Увы, похоже, сам Кевин Смит не знает более адекватного ответа на поставленные вопросы, чем одинокий крик, звучащий в самом конце фильма. Кстати, это кричит сам Смит.
Спасибо за статью, а то было любопытно, что за такой ужастик у Смита вышел.