Гуляю я по обломкам
Фантазий, сказок и снов.
Бумажный мирок мой скомкан
Засильем бетонных дворцов.
И нет для меня здесь храма,
Горю я, но мне не сгореть.
Средь будней житейского хлама
Мне некогда умереть.
Это не Клайв Баркер. Это совершенно, абсолютно не Клайв Баркер. Это какое-то городское отчаянное безумие.
Не скажу, чтобы фильм слишком отличался от рассказа, просто из рассказа вытянули все, что можно.
Главный герой, Леон Кауфман — фотограф. Ну да, фотограф, конечно же, интереснее, чем бухгалтер.
Нет, вру, главный герой здесь город, который в первоисточнике упоминался вскользь:
«Нью-Йорк был просто городом. Может быть, столицей городов.
Столицей — буквально. Он видел ее утром просыпавшейся, как шлюха, и выковыривавшей трупы убитых из щелей в зубах и самоубийц из спутанных волос. Он видел ее поздно ночью, бесстыдно соблазнявшей пороком на грязных боковых улицах. Он наблюдал за ней в жаркий полдень, вяло и безразличной к жестокостям, которые каждый час творились в ее душных переходах. Нет, этот город не был Дворцом Восторгов. Он таил не восторг, а смерть.» -©
Итак, господин Кауфман пытается пристроить свои работы на фешенебельную выставку, хозяйка которой, сто процентная вампа, предложила ему попытаться сфотографировать сердце города. Для чего Кауфман спускается в метро. Там он встречает Мясника Махогани и бла, бла, бла…
И тут как раз и кроется ошибка. Она не принципиальна, но отметить бы мне ее хотелось.
Чтобы отыскать сердце города не нужно никуда спускаться, потому что оно на поверхности. В подземное чрево города можно спуститься лишь за тем, чтобы отыскать его душу, которая порой бывает откровенно неприглядна.
Ну, значит так. Перед нами урбанистический хоррор, полный отчаянья, крови и отстраненности. В фильме, без сомнения, что-то есть. Но даже кровавые сцены выглядят неестественно отстраненными, и не вызывающими эмоций. В то время, как в книге отвращение было весьма реально ощущаемым:
«Это заполоняло все его чувства: запах выпотрошенных внутренностей; вид багрово красных тел; ощущение липких сгустков на его ладонях, которыми он опирался на пол, когда полз; скрип крючьев и веревок, вытягивавшихся под тяжестью трупов; даже воздух, разъедавший небо соленым привкусом крови. Он угодил в жилище смерти, на всей скорости мчавшееся сквозь тьму.» -©
Не уверенна, что мне понравилось, но поругать фильм за безумную бесцельность рука не поднимется.
К тому же, он далеко не бесцельный, ведь истинное сердце огромного города — отчужденное, холодное, бесстрастное, равнодушное — авторам показать удалось, а вот про душу забыли.
Литературный оригинал пока не читал, но фильм понравился. Все-таки не просто маньячно-монструозная мясорубка, а кино с эффектной мрачной стилистикой и жуткой атмосферой. Да и актеры удачно подобраны; что Бредли Купер хорош в роли фотографа, что Винни Джонс в образе убийцы.