Кто такой Барнабас Коллинз? Сорок пять лет назад он был лишь эпизодическим персонажем, появившимся в бесконечной ТВ-саге «Мрачные тени» (1966-1971) о странном семействе Коллинзов – еще один чудаковатый дядюшка с Туманного Альбиона в исполнении Джонатана Фрида. Особые приметы? Вампир.
Все-таки удивительно складываются порой судьбы ТВ-персонажей. Случайно введенный в ткань повествования герой может полюбиться публике (и продюсерам), отвоевать себе больше диалогов, экранного времени, и, наконец, перетянуть на себя одеяло основной сюжетной линии. Так случилось с Беном Лайнусом в «Lost». Так случилось с Барнабасом Коллинзом. Он стал главным героем шоу, продержавшись до последней 1225-й серии, а спустя почти полвека возродившись в лице Джонни Деппа под руководством самого мрачного сказочника Голливуда Тима Бёртона.
Такого Бёртона мы ждали давно. «Суини Тодд» был по своему прекрасен, но уж слишком ограничен классическим нарративом. «Алиса в стране чудес» хоть и собрала свыше миллиарда долларов, но, по сути, осталась неудачной трактовкой великого произведения Кэрролла в еще менее удачном 3D. В «Мрачных тенях» Бёртон наконец-то снимает «своё» кино — мрачное, хулиганское и даже немного некрофильское. Естественно, с Джонни Деппом (в восьмой раз). Естественно, с супругой Хеленой Бонем Картер (в седьмой раз). И радует тут практически все – готический стиль, эксцентричные персонажи, восхитительно свинские поступки и безумные прически – и все это «под соусом» 70-х. Депп, как всегда, в своем репертуаре. Новый, непредсказуемый, неподражаемый. Назло «сумеречным» сюжетам его вампир вполне себе настоящий – спит в гробу и пьет кровушку, причем далеко не синтетически-животноводную, а человеческую (признаться, даже жаль было работяг-экскаваторщиков и хиппарей). При этом, он умудряется оставаться романтически настроенной натурой (не забывая соблазнять всех женщин и призраков вокруг). С выбеленной кожей, нелепой прической и в темных очках, он неуловимо напоминает больного Майкла Джексона: человек из ниоткуда, слишком «другой» для мира вокруг.
Харизма и актерская величина Деппа столь велики, что «мрачно оттеняют» всех остальных персонажей, а ведь все они тоже яркие, самобытные, как на подбор! Уставшая от неудач, но несломленная владелица поместья в исполнении неувядающей Мишель Пффайфер. Недавно сама блеснувшая в роли вампирши, а здесь бунтарка-тинейджер Хлоя Грейс Морец. Джеки Эрл Хейли в роли ничему не удивляющегося слуги (приятно видеть его в одном фильме с Деппом, ведь именно Хейли тридцать лет назад привел Деппа «за компанию» на пробы в крейвеновский «Кошмар на улице Вязов», положив начало его кинокарьере, «отыгравшись» лишь недавно в роли самого Фредди Крюгера в ремейке). Белла Хиткот сразу в двух ролях загадочной гувернантки и призрака возлюбленной Барнабаса.
Героев так много, и все они такие интересные, что просто не успеваешь переключаться с одного на другого. Обиднее всего, что совсем мало в фильме героини Хелены Бонем Картер. Ее героиня – истеричная психотерапевтша, завидующая вечной жизни Барнабаса, легко стала бы центральным персонажем, постарайся сценаристы чуть получше. Но такова плата за попытку объять сериал масштаба «Санта Барбары» в одном фильме – отсюда и обилие персонажей, и некоторая недосказанность, и сумбур с сюжетными линиями. Вот, к примеру, тема «оборотничества» всплыла в финале эффектно, но совершенно не получает развития и просто «повисает в воздухе». Ну, а Хелене Бонем Картер было сложнее вдвойне. Ведь помимо Деппа «одеяло» зрительского внимания активно перетянула на себя Ева Грин. Какая очаровательная злодейка из нее получилась! Просто-таки эталонная ведьма – привлекательная и страшная одновременно.
К слову сказать, сильных женских персонажей в «Мрачных тенях» получилось куда больше, чем мужских – это даже по постеру видно. Ранимый, страдающий герой Деппа, осиротевший мальчик, безвольный отец да простак-слуга: вот вам и весь мужской коллектив. А вот дамы… ой, куда не посмотришь, везде огонь: страсти, ярости, расчета…
Отдельное спасибо за музыкальное оформление 70-х. Саундтрек «надо брать». Жалко только, что композиция, под которую идет совершенно феерическая сцена «секса на лету» так плотно ассоциируется с рекламой шоколада, что кажется, будто Депп в самый кульминационный момент сбежит от пылкой любовницы за батончиком.
А ведь в фильме еще столько «вкусностей»! Элис Купер в роли… Элиса Купера. Камео Кристофера Ли (который тоже успел побывать за долгую кинокарьеры вампиром). Плюс незаметное для нашего зрителя появление главных героев оригинального сериала «Мрачные тени» в сцене бала. Один из них – Джонатан Фрид – тот самый актер, который 45 лет назад вдохнул жизнь в «эпизодического» Барнабаса Коллинза. Новые «Мрачные тени» стали его последним фильмом – актер умер в возрасте 87 лет за месяц до премьеры. И это достойный финал. Вампиры вечны, и лишь играющие их актеры исчезают, скользнув мрачной тенью по экрану кинотеатра.
Да уж, точно, все новое — это хорошо (или плохо) забытое старое. Не знал до сего момента, что это ремейк сериала.
Вот как раз «Дом мрачных теней! с Джонатаном Фридом я и смотрела. Видимо в 1970 году сняли самостоятельный фильм — эпизод с вампиром Барнабасом с теми же актерами. Или это часть сериала. http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/91232
Да, фильм 1970 года — это полнометражное кино по мотивам того же сериала.
Я знаю, что по тому же сериалу. Об этом сообщают начальные титры фильма.
Посмотрела «Мрачные тени». На мой взгляд, вполне смотрибельное кино. Бертон уже не тот, согласна. Да и Депп правда смотрелся фриком рядом с щикарной ведьмой Евой Грин. Финал зрелищный, местами напоминал некоторые сцены из фильма «Смерть ей к лицу». По сравнению с версией 1970-го года фильм стал живее, ярче и динамичнее, тот уж совсем вымороченным был… Или это потому, то ведьмы там не было ? 🙂 Только упоминание о ней в рассказе Барнабы о смерти возлюбленной.
Да и с жанром я особо не заморачивалась. Вампирское готическое фэнтези с элементами мюзикла и комедии. 🙂 Вот так примерно себе его определила.
Тоже не знал, что это ремейк. Спасибо за познавательную статью.
Совершенно не понравился кин. Я так и не понял, что у него за жанр? Ужасная нудятина, в кино откровенно засыпал, некоторые моменты просмотрел, силой заставлял себя взбодриться. Пока что худший фильм у Бертона из тех, что я видел.
И почему все его «Алису» ругают. Да, это не выдающая картина. но вполне себе нормальная красочная сказочка, мне понравилось)) Уж всяко лучше этого недоразумения (ИМХО).
ИМХО — лучше бы сделали фильм по оригинальному тексту Кэрролла, чем выдумывали свой. И делать Шляпника главным героем только потому, что его играет Депп… Спорное решение.
Ээ… да, я помню, на Шляпника отведено довольно много экранного времени, но все же разве не Алиса главная героиня? И да, Депп в образе Шляпника смотрится куда лучше и интереснее, чем сонный вампир из этого фильма. У него, кстати, тоже, на мой взгляд, одна из самых посредственных ролей. Даже в «9-ых вратах», где его персонаж мне не особо запомнился, тем не менее, выглядит он куда более харизматичным, чем в «Тенях».