


|
||||
|
А ужас там, за поворотом в коридор… — отзыв на триллер «Сияние» (The Shining, 1980 г.)
Естественно, мало какому писателю понравится, когда при жизни с его романом обходятся так, как будто его уже сто лет нет в живых — вымарывают, как хотят и извращают буквально каждый смысловой пласт, указанный им. Нет, фильм получился сильным и Кинг этого отрицать не мог, фильм получился даже более, чем сильным — сразу стало понятно, что была создана новая классика, новое слово в жанре, фильм, который вызвал Но Кинг, как и любой его читатель, понимали — перед ним не экранизация Кинга, а фильм Стэнли Кубрика, снятый по сюжету Стивена Кинга. И, если о фильмах Фрэнка Дарабонта, слово в слово следующих книжным описаниям, Кинг может с гордостью сказать — это МОИ фильмы, то о «Сиянии» писатель мог только горестно отметить, что фильм снят по мотивам его романа. Да, Кубрик переработал роман настолько, что сравнивать его с книгой не имеет никакого смысла — из медленно развивающегося, тяжелого на подъем, глубоко психологического, мистического и местами автобиографического романа Стивена Кинга получилось почти артхаусное, динамичное, почти напрочь лишенное мистики зрелище про папочку-маньяка и его несчастных жертв. Да, в Кубрик взял на вооружение совсем другое. Перед Кубрик нагоняет жути буквально с первых кадров — горное озеро с черной водой, опасные дороги, одинокий отель, построенный на месте старого индейского кладбища. Создается ощущение, что все вокруг вымерло, что звенящая тишина, которая висит в воздухе, опасна сама по себе… Оператор сделал так, что несмотря на приличное освещение и вполне обычную «гостиничную» обстановку отель кажется каким-то кладбищем — мертвым и злым. Мертвые стены, мертвые лица, глядящие с портретов, мертвые, нежилые 6-метровые потолки, пустые залы, мертвый, гнилой воздух. Это гиблое место — понятно с первых кадров даже тем, кто никогда не слышал ни о фильме, ни о книге. И в этой мертвой тишине трое. Отец, мать и сын. 5 месяцев сплошного уединения. Как и во многих романах Кинга, отель здесь — олицетворение зла, некое «оно», питающееся человеческим страхом, страданиями и бо Музыка, визуальный ряд — все сообщает, что ничего хорошего, но зритель не видит ничего страшного, зато чувствует, переживает многое. Кубрик это умеет — он заставляет человека пропустить чрез себя все, что пропускают через себя его актеры. Кубрик выматывает актеров, Кубрик выматывает зрителя, но добивается потрясающего результата — когда зритель оказывается вместе с героями на одном уровне и, как зачарованный, вздрагивая, застыв в нелепой и неудобной позе, следит за действиями героев, за каждым шагом, за каждым словом, за каждой музыкальной нотой и за каждым скрипом половицы… А поводов для волнения здесь ой, как много. Кубрику удалось не просто накалить напряжение до предела и создать атмосферу полной паники, ему удалось в буквальном смысле остановить время — поначалу в фильме оно просто летит, потом сменяет галоп на легкую рысь, и в конце просто ползет, медленно и страшно, но события при этом несутся в бешеном темпе… Не бывает По капельке, сначала по капельке, сосет отель у Торренса разум, душу, чувства, огражденный от мира, от семьи, от людей, он постепенно впадает в полусумасшедший транс, транс клаустрофобии и одиночества и тогда зло моментально отрубает все человеческое, что было в этом бывшем алкоголике, и перед нами появляется зверь. С этого момента начинается охота, в которую Кубрик, кажется, и вложил основной посыл фильма. Посыл Кинга был в борьбе человека и «силы», у Кубрика все проще — здесь уже «готовый» псих гоняется за людьми, а с «силой зла» он во всем вполне солидарен. Большую часть времени перед нами Джек Николсон. Актер, которого Стивен Кинг безапелляционно требовал сменит В этом человеке этого с лихвой. Отрицательное обаяние, мощная харизма, волчьи глаза, смотрящие с отвращением и злостью исподлобья, демоническая ухмылка… Проблема только в том, что Николсон вызывает отторжение с первых же кадров, и, если герой Кинга сходил с ума постепенно и вызывал жалость, как человека запутавшийся, потерявший себя, обманутый и загнанный в ловушку призраками отеля, то Николсон изначально сумасшедший, он изначально часть этого отеля и не возникает никаких вопросов к нему, и никакой жалости. Герой Кубрика и Николсона напичкан отрицательно ОТ начала до конца — Николсон — напряженная струна, цунами ненависти олицетворение убийцы, настоящий маньяк, волк, сорвавшийся с цепи, сам дьявол, пожалуй. В историю кино вошли многие кадры из «Сияния», но дикий, больной, озверелый оскал Николсона, щерящегося сквозь пролом в двери с воем «А вот и Джонни!» — навсегда в пе Джек Николсон оживил совсем другого героя, но он сыграл одну из своих самых знаковых ролей. После «кукушки» и «Сияния» ему вообще можно было больше не стараться изменить амплуа, а просто стричь купоны с этих великолепных образов, полных желчи, злости, цинизма… Кстати, в этом фильме его герой оказался самым слабым и самым восприимчивым к давлению отеля, создать образ жалкого, бессильного в своей злобе свихнувшегося маньяка смог бы далеко не каждый. А Николсон — он единственный в своем роде. Впрочем, я бы соврал, если б сказал, что весь фильм — это один только Николсон. Фильм — Так же дело обстоит и с юным Дэнни Ллойдом, который, оказывается, даже не знал, что играет в триллере, однако, Кубрику удалось добиться от ребенка очень естественных реакций и очень хорошей игры в нужных моментах. Да и второй план был очень достойным. В картине очень много символов, которые можно истолковывать по-разному. не даром критику Финал картины многих разочаровал. Но я скажу — Кубрик выдержал напряжение до самого конца, ни разу не дав фильму заглохнуть и провиснуть. Железной хваткой режиссер берет зрителя за горло и буквально насильно заставляет досмотреть его до конца. Фильм противоречив, он борется с автором книги, он борется со зрителем, он борется с критикой, он борется даже с самим собой. Но разве не в борьбе рождаются шедевры? Ну, создал Кинг в конце 90-х новое «Сияние», порадовался, что сидел рядом с режиссером, и в качестве продюсера, говорил ему, что и к «Сияние» — это великий фильм великого режиссера. Это не экранизация, это фильм «по мотивам», но он оставляет позади себя многие экранизации. Эталонный триллер, который с лихвой заполняет сейчас, несмотря на свой возраст, нынешний дефицит по-настоящему атмосферных и страшных триллеров. |
|||
|
Добавить комментарий