Длинный больничный коридор, выкрашенный в белую и светло-бежевую краску, кажется бесцветным, стерильным и холодным, как царство Снежной королевы. Холодное мёртвое царство с раз и навсегда установленными правилами, распорядком и иерархией. И даже музыка там звучит всегда одна и та же и в одно и то же время. Звучит лязг железных замков и сестра Ретчед входит в отделение. Это её царство и здесь царствует она. Безраздельно. Белые халаты персонала, светло — бежевые пижамы больных — здесь нет, и не может быть ничего яркого, неординарного и выделяющегося из общей палитры. Всё бесцветно и безлико. Здесь царит Порядок. Здесь не люди, здесь — больные.
И сестра Ретчед заботится о них. Она знает, что для них хорошо, а что плохо. Когда им спать, а когда бодрствовать, когда и какие лекарства принимать. Эта женщина с ледяной душой и холодными колючими глазами, надменным лицом и фальшивой улыбкой следит за тем, чтобы правила соблюдались неукоснительно. Они подуманы до мелочей и их надо просто соблюдать, не задавая никаких вопросов. Чем меньше «Почему?», тем лучше. Никаких мыслей, сомнений, вопросов. За вас всё уже продумали, решили и нашли ответы на все вопросы. Ваше дело — счастливо жить по этим правилам. И свято верить в то, что это всё — исключительно для вашего блага! Сестра Ретчед — само олицетворение системы — бездушная холодная машина, давящая каждого, кто посмел «высунуться». Каждое её слово — ложь и демагогия, с помощью которых она манипулирует людьми, не считая их за людей в принципе и упиваясь своей властью над их жизнями и душами.
И вот в это отделение привозят нового пациента. Макмерфи. Когда он появляется в кадре в кожаной куртке, джинсах, чёрной вязаной шапочке на фоне белизны и бесцветности мы понимаем, что мёртвому покою и порядку пришёл конец. Здесь появился Человек. Свободный, сильный, живущий по своим собственным правилам и привыкший сам принимать решения. На всё имеющий своё мнение. Уважающий себя, уважающий и видящий Человека в других. Любящий жизнь и умеющий ею наслаждаться. Он принёс в себе Жизнь в мёртвое царство сестры Ретчед. Вот для него здесь нет больных. В каждом из них он видит человека. И будит Человека в каждом из них.
И вот уже начинают возникать вопросы. ПОЧЕМУ нельзя посмотреть чемпионат мира по бейсболу? Ах, такой ПОРЯДОК… А ПОЧЕМУ его нельзя немного изменить? Ах, для больных так лучше…. А если спросить их самих? Давайте проголосуем! О, голосованием Ретчед не испугать! Великолепный политик и стратег, она прекрасно владеет и технологией и ситуацией. Уж она — то точно знает, что не важно, как проголосуют. Важно, как посчитают. Право устанавливать правила принадлежит только ей. И это право она не уступит никому. А этого выскочку Макмерфи она сломает, уничтожит на глазах у всех! Чтобы в будущем ни у кого и мысли не возникало, что может быть по -другому!
Но у больных в отделении появился Герой, пример для подражания. Некоторые стали и в себе обнаруживать человеческие черты, им тоже хотелось быть хоть в чём — то похожими на Макмерфи. И вот уже мистер Чесвик вздумал заступаться за бедного, красного от смущения и заикающегося на каждой букве Билли. Которого Ретчед буквально потрошит перед всеми на столь любимых ею сеансах душевного стриптиза, стараясь причинить максимальную боль, наслаждаясь унижением и своей над ними властью. «Почему Билли должен всё рассказывать, если он не хочет об этом говорить?» — такой простой человеческий вопрос… Означающий, что больные стали думать, рассуждать… А это опасно! Этого нельзя допускать!
«Макмерфи не болен. Макмерфи опасен!» — вот вердикт врачебного консилиума. Да, человек, которым невозможно управлять, безусловно опасен! Тем более, что эта зараза — внутренняя свобода и чувство собственного достоинства, могут заразить и других! А значит, решение должно быть кардинальным.
Но Героя должны помнить как Героя. Как Человека — Легенду. Он — Демиург. И таким в памяти и должен остаться! Его друг, Вождь, поможет ему в этом. Это то самое важное и лучшее, чем Героя могли отблагодарить люди, в которых проснулся Человек. А когда утром все проснутся, то увидят, что Макмерфи и Вождь убежали вместе, как и планировали, разбив окно мраморным кубом, открыв путь к свободе для всех, кому она необходима. А сестра Ретчед уже никогда не будет властвовать над ними. Её Порядку пришёл конец. Мебель поломана, стены залиты вином после устроенной Макмерфи прощальной вечеринки. Кругом серпантин, конфетти и пустая посуда. Нет, Ретчед никогда здесь больше не царствовать! Она проиграла!
А Макмерфи — победил!
10 из 10
Как же я мог пропустить отзыв на этот шедевр! Действительно, такие фильмы — украшение сайта, хоть это и не хоррор совсем.
Спасибо, Роберт. 🙂 Да, это не хоррор. Но это вполне психологический триллер, на мой взгляд. И вообще очень нужный фильм.