


|
||||
|
Обитель зла — отзыв на фильм «1408» (2007 г.)Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. (Альбер Камю) Рассказ Стивена Кинга «1408» не относится к лучшим произведениям автора. Вот что написал автор по его поводу: «Каждый писатель, работающий в жанре «ужастиков», должен написать как минимум по одному рассказу о похоронах заживо и о комнате призраков в гостинице. Это моя версия последнего. (…) Главным образом мне хотелось привести конкретные принципы, которыми я руководствуюсь при создании своих произведений». В отличие от этого небольшого рассказа-наброска, фильм представляет собой полноценное художественное произведение. Тот редкий случай, когда экранизация значительно лучше первоисточника, когда сценарий очень сильно отличается от оригинала, и в фильме больше режиссерской и сценаристской фантазии, чем писательской. То, что получилось — вполне может встать в один ряд с лучшими мистическими триллерами вообще, а не только с лучшими экранизациями Кинга. От Кинга в фильме осталось мало — собственно, главный герой, писатель-исследователь, попавший в жуткую ловушку, его путешествие по вселенной собственных страхов и финальный бой со злом. Все, что вышито на этой канве — относится по большей части к мастерству шведского Хафстрем снимал хоррор не впервые, и справился отлично. Он вообще режиссер авторского кино, скорее фестивального, нежели коммерческого: «1408» тоже отличается хорошо продуманной интеллектуальной линией, и, пожалуй, не ставит своей целью напугать зрителя, испуг здесь — средство, а не цель. Цель — на мой взгляд, показать, до каких последствий могут довести человеческие тараканы в голове, насколько сильно может ломать жизнь какой-то страх, какая-то застарелая боль или фобия, пока человек не найдет в себе сил вступить со своими страхами в борьбу, пережить их и идти дальше. Образно говоря — номер 1408 — своеобразное чистилище, которое пройдут лишь немногие. Как и в любом хорошем триллере человек здесь пугает себя сам. В фильме на редкость плотная атмосфера безысходности, создается ощущение, что и на самом деле в этой комнате средоточие чистого зла Каждый раз он вытаскивает на поверхность какой-нибудь подсознательный человеческий страх и мусолит его до тех пор, пока зритель не найдет частички этого страха в себе, пока у него не вспотеют ладони. Мало кто по-настоящему боится зомби, но вот потерять своего ребенка боятся, наверное, все. Режиссер заставляет дочку главного героя умирать у него на руках, прессуя вместе с его психикой психику зрителя, у которого тоже могут быть дети. Многие боятся высоты, многие боятся оказаться запертым в пустом номере, где черт знает кто до тебя жил и умирал, многие не переносят детский плач или боятся утонуть… Фильм выковыривает страхи из глубин нашего детства, наших фантазий и инстинкта самосохранения и придает им конкретные очертания. Двигаться по узкому карнизу на поднебесной высоте вдоль бесконечной стены, цепляясь за едва заметные выступы кирпичей… признаю Еще фильм шутит шутки со временем. Стандартное экранное время. И герой находится в номере около часа, но создается ощущение, что проходит целая жизнь. Как на экране, так и вне его. Зритель тоже попадает во временную воронку. Лично мне показалось, что фильм шел никак не меньше 3-х часов. Однако повторюсь, никакого ощущения затянутости не возникало, наоборот, у фильма сумасшедший темп, который замедляется лишь во время так называемых «ложных концовок», каждая из которых настолько логична для жанра, что очень легко купиться, если не В некоторые моменты фильм истинно подбирается по давлению, оказываемому на зрителя, к кинговскому «Оно», я, конечно, не о слабенькой экранизации 1990-го года, а о литературном шедевре маэстро. Ощущения похожи. Во-первых, зло здесь действительно сильно, и кажется почти непобедимым, во-вторых, начинаешь верить, что оно везде, нервничать. В фильме, в принципе, всего один актер, Джон Кьюсак. Несмотря на то, что имя Джексона вынесено на все постеры, роль его скорее эпизодическая, впрочем, довольно жуткая и зловещая. Почему-то от героя Сэма все время ждешь какого-то подвоха, он словно проводник в ад, сидит на краю лодки, задумчиво водит веслом по воде, и бесстрастно взирает на корчащихся в предсмертных судорогах смертников. Он привык. Что касается Кьюсака, то я от него столь яркой игры не ожидал. Кьюсак мне нравится, но здесь же он практически сам вытягивает фильм, нагрузка огромная, чуть сфальшивишь и получится обычный ужастик, с перспективой на двд-релиз, но Кьюсак не сбавляет накала чувств, играет на грани. С упавшим сердцем смотришь Играет Кьюсак поразительно — угловатый, пухловатый, простенький, немного смешной — обычный. Но внутри… В нем столько искренности, нерастраченной любви, боли, попыток убежать от себя. Или найти себя. Потому что личность героя Кьюсака в какой-то момент раздваивается, и Кстати, уже давно экранизации Кинга не пользовались таким шумным кассовым успехом. Фильм отлично показал себя и в Америке, и в мире, дотянув до почетных 130 миллионов, в отличие от последней предшествовавшей экранизации Кинга, слабенького и скучного «Верхом на пуле», с треском провалившегося в прокате. Микаэль Хафстрем теперь уважаемый человек в Голливуде, 10 из 10 |
|||
|
Добавить комментарий