От автора:
Данная биографическая статья написана целиком и полностью благодаря просмотру «Blood, Boobs & Beast», познаний из кинолент Дона Долера, и, конечно же, большого уважения и восхищения его разительной тягой неунывающе создавать без гроша в кармане независимые ужастики или научную фантастику вплоть до самого последнего дня жизни.
Дон Долер (Don Dohler, полное имя Donald Michael Dohler) родился 27 января 1946, умер от рака 2 декабря 2006.
Американский режиссёр независимых фильмов в жанре «horror/science fiction» да и откровенного трэша, прославившийся у небольшого количества зрителей культовым статусом, как тот, кто может создавать кинофильмы на своём заднем дворе в родном Балтиморе (Baltimore, Maryland, USA). У русскоязычного зрителя он тем боле малоизвестен, или попросту слывёт чудаком, снявшим ерунду, что несправедливо, ведь я бы хотел посмотреть на того взрослого человека который, во-первых, вопреки здравому смыслу останется фантазёром и рассказчиком страшных нелепых историй вплоть до 60 лет, во-вторых, кто обладает даром мастерить декорации и бутафорию из ничего, да и сумеет уложиться в немыслимо мизерный бюджет, чтоб по ночам бегать по лесу и кустам с камерой на плече и единомышленниками в резиновых неудобных костюмах или испачканных ненастоящей кровью. Этим нужно болеть в хорошем смысле слова, это нужно любить. А для денег он не старался; все вырученные он тут же тратил на новую задумку, да ещё и добавлять нужно было, поэтому скидывались кто
мог, даже Джордж Стоувер выручал, хотя сам далеко не высокооплачиваемый актёр.
Частенько его творения изобилуют актёрами-любителями (большим счётом, ведь на удивление Дон Лейфет имеет профессиональные навыки, а Дик Дайзел на телевидении шутливую пародию на Дракулу изображал, просыпаясь в гробу, где на крышке с внутренней стороны приклеен плакат с фигуристой цыпочкой), кровожадной тематикой пришельцев в наивных самодельных костюмах из подручных средств, бердовыми сюжетами, местными пейзажами и декорациями домов соседей и даже своего собственного, а так же иногда встречается обязательная «обнажёнка».
В ранние подростковые годы Дон Долер рисовал (кстати, его графика и в шестьдесят лет по-детски очень притягательной осталась, когда он показывал мастер-класс) вызывающие провокационные комиксы в собственном любительском (то есть, прямо ручкой и карандашом, да на склеенной бумаге) журнале «WILD» («Дикость»), подражая популярному юмористическому изданию «MAD» («Безумство»), где и создал неоднозначного персонажа ProJunior – этакий малый с торчащими волосами, всюду сующий свой нос. Люди, рисующие андеграунд-комиксы не смогли не выдать полноценную книжку с этим героем, но чуточку доработав его образ.
Далее он работал в специальном журнале с впоследствии ставшими известными людьми (Джей Джей Абрамс, Том Салливан, Том Савини и др.), где проводились наглядные объяснения, как сделать тот или иной макет с подвижным монстром или костюм для кино ужасов и фантастики. Многие чудики спустя время прямиком оказались в его картинах, особенно в первую режиссёрскую работу, как раз изобилующую разными по виду пришельцами.
После случая с ограблением на месте работы, Дон Долер навсегда решил поменять жизнь и приступил вопреки всему к производству собственного фильма. Это был «Чужеродный фактор» («The Alien Factor»), следом все полученные средства направлялись во благо нового кино и далее с примерным одним и тем же набором родных и знакомых в качестве актёров, пока не наступил творческий перерыв при завершении работы над «Кровавая резня» («Blood Massacre»).
Он продлился с десяток лет вплоть до выхода продолжения экранного первенца «Ярость пришельца» («Alien Factor 2: The Alien Rampage»). Вместе с тем, Дон Долер не сидел, сложа руки, он не расставался со своей мечтой и на день, если он не являлся режиссёром, то постоянно работал сценаристом, монтажёром, консультантом, и вкладывал деньги в чужие работы, сродни своим. Пережил смерть жены от рака, воспитал двоих детей, нашёл верных фанатов, которые могли легко и просто позвонить по телефону по-соседски, обрёл вторую любовь, и ушёл из жизни можно сказать за любимым занятием – обдумывая сиквел «Сестры-вампиры» («Vampire Sisters») со своим другом и товарищем режиссёром Джо Риппи (Joe Ripple), пообещавшем продолжать создавать картины в духе их совместных работ, «рождаемые» с постоянным трудом, толком не имея средств и оборудования, но всё же они не прекращали создавать свои фантазии на экране.
Лично я его кино ранее воспринимал сугубо, как развлечение с немыслимым дурацким забавным сюжетом, вызывающим своей дешевизной гримом и эффектами, но последнее время у меня появился несколько иной взгляд. Я вижу, сколько трудолюбия, терпения, здоровья, стараний и эмоций съёмочная группа вкладывала в свои наивные опусы, сделанные на коленях в Балтиморском леску или на заднем дворе дома Долера. И поэтому я всё так же безудержно веселюсь при просмотре, но уже с уважением к имени режиссёра, который мне показался за своей работой очень терпеливым, расстановочным и готовым к принятию коллективных решений окружающих, постоянно обсуждая детали очередной сцены. Я почувствовал его внимание к своей работе, он вкладывал в неё душу, он снимал трэш, как будто исторический шедевр для миллионов зрителей, сейчас мало или почти никто так не делает, сейчас проще нарисовать на компьютере монстра и вставить его в отснятый материал у себя дома в удобном кресле, а Дон Долер собственными руками мастерил нелепые
костюмы инопланетных пришельцев, заливал бутафорскую кровь в резиновые конечности, и даже использовал чуть ли не папье-маше.
Мной были просмотрены кое-какие фильмы из творчества Дона Долера, но я бы хотел рассказать о его сугубо режиссёрских работах («Dead Hunt» станет исключением, так как я его не видел, кроме отрывков, да и снимался он в соавторстве с Джо Риппи (Joe Ripple)) чуть ниже, чтоб статья вышла максимально полной в дань уважения к личности независимого трэш-кино, чьи опусы меня очень смешат своей небывалой любительской наивностью и немыслимой дешевизной, того человека, который был чудаком просто любящим делать фильмы, вместе с тем ставшим классиком своего направления, заслужившим отдельный документальный полноценный видео-очерк «Blood, Boobs & Beast» с интервью от многих заметных людей киноиндустрии.
«Чужеродный фактор» (1978) «The Alien Factor»
Экранный первенец режиссёра, не лишённый множества (даже для него) огрехов, но зато уже верно демонстрирует очевидный узнаваемый стиль, и направление. Причём радует большое количество созданных инопланетян: и ужасных убийц и наших защитников. Особенным выдался драматический спонтанный финал на последних минутах. Костюмы наивны до слёз, декорации уморительны в своей дешевизне, присутствует и «пластилиновое» чудище. Ещё, что выделяет это кино, так сам молодой Дон Долер в образе одного из троих парней, которые отправятся на охоту в лес и столкнутся с панцирным пришельцем.
Сюжет:
В снежные просторы малюсенького городка Америки падает космический корабль. Из него выбираются наружу чужеродные существа, не предвещающие покой и мир землянам!
Шериф и жители невольно пытаются защитить себя от опасных тварей…
Полноценный ужастик об умершем маньяке, который, конечно же, будет всех планомерно убивать, что же ему ещё делать на досуге?..
Это очеловеченное чудище сыграл постоянный актёр Долера — Дон Лейфет (Don Leifert) в полностью тёмной одежде с бледным лицом призрака. Помимо маньячных замашек, он обладала магической силой красной энергии, отчего с ним справиться было очень непросто.
Сюжет:
Мимо земли кладбища что-то светящееся странное пролетает мимо. Оно вдруг вселяется в одну из могил…
Отдыхающая молодёжь лучше места не сумела подобрать для своих прогулок и посему первой встретилась с восставшим из гроба убийцей с особой силой, который даже детей не жалеет!
«Ночной зверь» (1982) «Nightbeast»
Пожалуй, самый крупный и дорогой проект Долера. Множественного зрелища добавил Ллойд Кауфман и Майкл Хертц со своей знаемой студией. Однако режиссёр сумел и оставить свой заметный стиль съёмок, при этом угодив напарникам, с присовокуплением крови, расчеленёнки, обнажёнки, и дополнительной визуализации во многих аспектах. Должно быть, для трэша на фантастическую тему, это творение самое достойное для широкого зрителя.
Сюжет исходит из привычной и любимой темы старины Долера точь-в-точь, как в «Чужеродный фактор»:
С небес падает (конечно же) космический корабль в (обязательно) хорошо знакомое зрителям американское захолустье, чтобы (непременно) выпустить иноземного монстра, убивающего жителей. Поправить дело берётся (вполне привычно и даже актёр одинаков в идентичном амплуа) шериф и горожане…
«Захватчик галактики» (1985) «The Galaxy Invader»
Ныне у Дона Долера не получилось сделать показ в кинотеатрах, да и времечко новое пошло, поэтому кино прямиком издалось на видеокассетах, что не беда для подобного жанрового направления.
Бюджет очень мал, возможно, гораздо меньше, чем в первом труде, но сюжет любопытен, особенно для видевших ранние фильмы режиссёра. Я бы его смысл охарактеризовал, как неожиданный, интригующий и вывернутый наизнанку, но опять-таки сугубо для фанатов Долера.
Судите сами: из космоса падает монстр-пришелец, опять в родной режиссёрский одноэтажный Балтимор, где начинает убивать… Но погодите, вдруг Дон Долер выбивает почву из-под ног, показывая совсем новую грань – пришельца ловят местные выпивохи и алкаши, и желают продать! Полюса меняются, лишь горстка людей желает помочь зелёному когтистому бедолаге, когда на передний план выходит злодей пострашнее, родом с планеты Земля в рваной майке и с двустволкой в руке!
«Кровавая резня» (1991) «Blood Massacre»
Да, я не спорю, существуют каннибальские ужастики в качестве нетленной классики «Техасская резня бензопилой» Хупера или «И у холмов есть глаза» Крэйвена; я их сам люблю и уважаю. Но самый «крутой», полностью безжалостный, больной и извращённый для категории Б или же попросту для трэша будет история Дона Долера — «Кровавая резня»! Начиная от местности, декора и актёров его американскую глубинку не переплюнет никто, она у него реальная, а вся дешевизна это демонстрирует неоспоримой правдоподобностью. Ещё (но уже для трэшевиков, увлекающихся перечнем картин Долера) в кино одного из злодеев играет Джордж Стоувер (George Stover); это очень забавно и необычно, ведь актёр имеет очень добродушный вид круглолицего нескладного увальня, обычно играющего сугубо положительные роли или даже умственно отсталого, а тут при любом удобном случае «стреляет» кнопочным ножом, к тому же задействован в откровенной постельной сцене извращений с кровавым поцелуем!
Сюжет и исполнение немыслимое, как и каннибальские аспекты:
Банда отморозков-хулиганов под предводительством безумного Риццо решает скрыться у одной пойманной девушки. Она приводит их в захудалый домишко к семейке. Здесь «гости» издеваются над ней и её родными, потешаются, бед не знают, но вдруг оказывается, что те видали и пострашнее – они не просто убийцы, но и жестокие каннибалы!
«Ярость пришельца» (2001) «Alien Factor 2: The Alien Rampage»
После творческого перерыва (лишь в режиссёрском ремесле), Дон Долер снова взялся за прежнее! Он решил поставить продолжение своего самого первого фильма, по иронии судьбы в его жизни вышел «полный круг», то есть с какой темы начал с такой и закончил, ведь исключительно сам он до своей смерти уже не снимал.
Хоть история по названию относит зрителей к оригиналу, на самом деле, продолжения не найти. Это самобытная кинокартина с абсолютно иными героями, и различается даже тем, что здесь найдётся только один пришелец, за исключением второго гуманоида-женщины пролежавшей в коме весь хронометраж без дела. На мой взгляд, по визуальным изыскам фильм уступает раннему творчеству Долера, особой кровожадности нет, однако бредовый сценарий с множеством ляпов на лицо, что радует и веселит. Так же можно найти несколько знакомых прежних актёров в небольших ролях, они всё же стареют тоже.
Сюжет:
В один из американских городков приземляется космический корабль. Его покидает ужасный монстр с лазерными пушками на руках, не вызывая ложных сомнений на их счёт.
Тем временем периметр охватывает особое прозрачное поле, чтобы город оказался в ловушке, и никто не смог его покинуть!
Два агента ФБР, шериф, её помощники и проезжающая парочка вынуждены защищаться всеми возможными средствами…
Список работ:
Режиссёр:
- Dead Hunt (2007) Dead Hunt (в соавторстве с Joe Ripple)
- Ярость пришельца (2001) Alien Factor 2: The Alien Rampage
- Кровавая резня (1991) Blood Massacre
- Захватчик галактики (1985) The Galaxy Invader
- Ночной зверь (1982) Nightbeast
- Демон (1980) Fiend
Чужеродный фактор (1978) The Alien Factor
Продюсер:
Dead Hunt (2007) Dead Hunt
Crawler (2004) Crawler
Сестры-вампиры (2004) Vampire Sisters
Кол для вампиров (2002) Stakes
Ярость пришельца (2001) Alien Factor 2: The Alien Rampage
Сборщики урожая (2001) Harvesters
Кровавая резня (1991) Blood Massacre
Ночной зверь (1982) Nightbeast
Демон (1980) Fiend
Чужеродный фактор (1978) The Alien Factor
Сценарист:
Crawler (2004) Crawler
Сестры-вампиры (2004) Vampire Sisters
Кол для вампиров (2002) Stakes
Ярость пришельца (2001) Alien Factor 2: The Alien Rampage
Сборщики урожая (2001) Harvesters
Кровавая резня (1991) Blood Massacre
Захватчик галактики (1985) The Galaxy Invader
Ночной зверь (1982) Nightbeast
Демон (1980) Fiend
Чужеродный фактор (1978) The Alien Factor
Актёр в эпиодических ролях:
- Crawler (2004) Crawler
- Ночной зверь (1982) Nightbeast
Документальный фильм о его творчестве и жизни:
Blood, Boobs & Beast (2007) режиссёра John Paul Kinhart
Ссылки:
Спасибо, Рома!:)
Спасибо, старался:)
Даа..внушительная работа) ой…завтра почитаю))
Отличная статья! А с Ллойдом Кауфманом КЛУБ-КРИКу удалось познакомиться и пообщаться год назад на первой кинопремии КАПЛЯ.
Да, я читал – очень интересный материал вышел!