Бедный, бедный Дракула! В 20-м веке, наверное, не было другого столь же популярного персонажа, против которого ополчались все, кому не лень. После выхода шедевра Тода Браунинга в 1931, к Дракуле словно ярлык на спину приклеился с обидной надписью «Пни меня!» и пинали с удовольствием, долго, с самоотдачей, с хорошим и плохим вкусом, с чувством юмора и без оного, со следом в истории и без — и продолжают пинать до сих пор. Наверное, если посчитать количество экранизаций, в которых издеваются над легендарным вампиром, то оно значительно превысит число экранизаций, в которых сам Дракула наносит вред пугливому человечеству.
От Эббота и Кастелло до Шарло, от Франкенштейна до Бэтмена, от Малыша Билли до Паоло Вилладжо и Мэла Брукса — кто только не
ополчался «против» бессмертного вампира, который, однако, имел неприятное свойство умирать в каждом фильме, где его память предавали позору и насмешкам. Даже прекрасная Эммануэль не упустила случая и вступила в своем, естественно, амплуа, в противостояние с великим вампиром в фильме «Эммануэль против Дракулы».
Да, Дракуле не повезло, если, конечно, не считать случая с Эммануэль. Зато очень повезло зрителям, перед которыми в пух и прах разбивались мифы и легенды, порожденные не столько пыльной стариной, сколько романом умелого кудесника Брэма Стокера и его многочисленными экранизаторами. Использовать Дракулу для упражнений в остроумии вошло у комедиографов в привычку. Хотя далеко не все в этом деле достигли успеха. Паоло Вилладжо достиг.
Его величество Дурак в исполнении главного итальянского комика куда только не направлял свои стопы — и на остров Робинзона, и в мир Бонни и Клайда, и в поместье доктора Джекилла, и даже в Рай. Чем же замок Дракулы не подходит для очередной порции насмешек, похожих, как две капли воды, но всегда смешных гэгов, демонстрации комплексов и страхов среднестатистического итальянского люмпена? Ничем. И с легкой руки часто самого придумывающего себе сюжеты Вилладжо и его «собственного режиссера» Нари Паренти, для которого снимать Паоло и была основная цель профессии, менее популярный, чем Фантоцци, но все-таки снискавший определенный успех в фильме «Фраккия — зверь в человеческом облике» очередной герой-
неудачник отправился на «борьбу» со знаменитым кровососом.
Конвейер комедий Паоло Вилладжо работал в 70—80-е настолько успешно, что выделить среди множества одинаковых по стилю, сути и исполнению лент нечто особенное сложно. И, если серия о Фантоцци стоит особняком, как явление социальное и трагикомическое, то остальные комедии Вилладжо этих лет, созданные исключительно для развлечения и вовсе не претендующие на бессмертие, можно мерить одним мерилом. Смешно-не смешно.
Пародирование стереотипов «вампирского кино» у Паренти и Вилладжо приобретает совершенно иной оттенок, нежели, например, в блестящем фильме Мэла Брукса. Вилладжо и Паренти не
парились. Они не придумывали пародийных ситуаций и фильм, как таковой, пародией не является, как не является «Фантомас против Скотланд-Ярда» пародией на фильмы о привидениях. Они брали пухленького, трусливого, панически боящегося женщин (много больше, чем вампиров) дурачка и всовывали его в наспех склеенный сюжет про Дракулу, который замышляет женить… а, даже и вспоминать не хочется, что там хочет этот Дракула. Потому что это совершенно не важно, и никому не интересно. Главное — как будет вести себя Дурак при встрече с ним.
И Вилладжо вполне оправдывает ожидания. То есть ведет себя, как дурак, и делает это смешно. Настолько, что о том, что у фильма нет ни сюжета, ни сценария, толком не задумываешься. Да и зачем? Гэги Паоло Вилладжо, суетящегося в готичном замке на манер того же Луи де Фюнеса в
Шотландии, действуют безотказно. И зло, натолкнувшись на дурака, будет повержено в любом случае, тем более, что тут дураков даже два.
Фильм снимался быстро и дешево. Вилладжо повторял свои шутки, как ксерокс, суетился, кричал и удирал от Дракулы, Паренти все это кое-как контролировал, не особо думая о художественной ценности будущей ленты, гримеры кое-как гримировали, а мастера по карикатурным спецэффектам кое-как превращали день в ночь и пытались придать студийным декорациям и внушительному замку хоть какой-то налет мистики. Фильм выходит в прокат, собирает приличные деньги — фильмы Вилладжо никогда не проваливались до середины 90-х — и — забывается? Странно, но нет. История знает такие примеры, когда откровенный трэш, поданный с нужной
долей идиотизма и талантливо исполненный, остается в памяти даже в качестве своеобразной классики — «Монстр из лагуны», «Девушка-дьявол с Марса», «Зловещие мертвецы», «Армия тьмы»…
«Фраккия против Дракулы» вполне вписывается в этот список. Смотреть его легко и весело, он заканчивается, не успевая надоесть, несколько раз заставляет хохотать в голос. А пару раз даже заставляет задуматься… нет, нет, вовсе не о философских глубинах, а вот о чем. Итальянская классика крайне редко выходила в американский прокат, зато американские режиссеры, пользуясь подобной несправедливостью, частенько «занимали» гэги, приемы, находки у заокеанских мастеров. У Мэла Брукса в его безусловном шедевре «Дракула: мертвый и довольный» есть несколько сцен, в аккурат скопированных с «Фраккия», хотя тут как раз все честно, потому что во «Фраккие» есть пара эпизодов, явно навеянных «Молодым
Франкенштейном» Брукса. Вот такое взаимоэпигонство.
Образ Дракулы в этом фильме заимствован у Белы Лугоши, также, как образ монстра Франкенштейна — у Бориса Карлоффа. Также в фильме появляются некто Борис — горбун, видимо, переименованный из Игоря, забавный слепой дворецкий и даже Носферату. Частый спутник Вилладжо — талантливый и очень смешной актер Джиджи Редер — стал в очередной раз хорошим фоном для дурачеств Вилладжо, он, как и в саге про Фантоцци, по-прежнему крайне слабовидящ и совершенно не понимает, где он и что с ним происходит.
И, конечно, куда в итальянских комедиях без красивых девушек и эротики. Правда, как раз последняя была сведена к минимуму, и долгожданный контакт Фраккия с одной из вампирш или
наметившаяся было любовь с Луной, Ван Хельсингом в юбке, так и не свершились. А Ания Пьерони после роли вампирши здесь, в кино больше не снималась.
Количество абсурдностей, нелепостей и идиотизмов не превышает в этой комедии разумные пределы и границу, за которой начинается просто дурной вкус и не понимание жанра. Поэтому фильм остается дурацким, но задорным и смешным, более того, его хочется пересматривать, несмотря на трюки Вилладжо, повторенные в 168-й раз. Сделан — сыгран, поставлен, снят, озвучен — фильм по-итальянски качественно, особенно если учитывать, что фильм снят в стране, где делались самые дешевые и халтурные ужастики в мире. А еще стоит отметить
забавную «трансильванскую» песенку, которая дважды звучит в картине.
И все-таки.. бедный, бедный граф Дракула!
10 из 10
Страница фильма «Фраккия против Дракулы» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий