Эксклюзивная рецензия только для КЛУБ-КРИКа
Выпустить на российские экраны фильм под названием «Хроника» — довольно смело. Только представьте, какие варианты заголовков открываются: «Это хроника…», «Хронические беды мокьюментари…» и т.д… Однако вопреки настороженным ожиданиям фильм искренне порадовал – а если учесть, что режиссер, сценарист и троица главных актеров в фильме не старше 27 лет, то «Хронику» и ее создателей можно смело называть надеждой современного страшного кино.
Формально история, рассказанная в фильме уже привычным языком «давайте будем всё записывать на камеру», не выходит за рамки канонических историй про Спайдермена, Х-менов, Суперменов и прочих «менов»: троица обычных парней (как водится, не без своих тараканов в голове) в один «прекрасный» день получает суперсилы. Сначала телекинез и левитация используются для мелких приколов, но с развитием истории кто-то начнет применять полученные навыки во благо, а кто-то – совсем наоборот. Однако за счет довольно затянутого по меркам супергеройского кино пролога, герои фильма не воспринимаются, как ожившие фигуры из комиксов – они и правда похожи на обычных людей, которым суперсила принесла больше проблем, чем радости.
«Чем больше сила, тем больше ответственность» — навязшая в зубах мантра из «Человека-паука» здесь оборачивается наизнанку: всегда ли сила в руках вчерашнего изгоя и слабака – благо? В блокбастере «Первый мститель» профессор-идеалист, например, специально искал «задохлика» для превращения его в непобедимого «качка», мотивируя это тем, что «только слабые способны грамотно применять свою силу». «Хроника» дает и профессору, и дяде Бену Паркеру неутешительный ответ. Сила способно превратить в чудовище кого угодно. Особенно того, кто получает, наконец-то, возможность поквитаться с обидчиками, лишив кого-то зубов, а кого-то – жизни.
Не самые навороченные спецэффекты, вроде полетов на стертых компьютерами проводах, срабатывают намного эффективнее, когда зрительское внимание убаюкано получасом стандартного мокьюментари с дрожащей камерой на плече. Более того, отличная идея превратить камеру в левитирующий объект, который герой нарциссически склонен направлять на себя любимого, волшебным образом примиряет мир профессиональной операторской работы и любительской съемки от первого лица. Отдельно отмечу, что при съемках двумя камерами, они «видят» друг друга, хотя в стартовавшей почти одновременно «Одержимой», снятой в той же псевдодокументальной манере, эта простейшая проверка на «псевдодостоверность» не соблюдена. Плюс действие грамотно перемежает съемку камерой главных героев со «случайно» зафиксировавших события камерами наблюдения, съемками любопытных соседей, ТВ-картинкой и прочими «реалити»-атрибутами.
В конце концов, «Хроника», это увлекательная и местами непредсказуемая история, в которой хватает места не только для полетов в облаках и сценами кровавых расправ распоясавшихся «людей икс», но и более тонким деталям: пока мать героя, больная раком, стонет от невыносимой боли, сынок тренируется у себя в комнате поднимать предметы в воздух; злобный папаша, не гнушающийся рукоприкладства, не отходит от постели больной жены. Не то, чтобы «Хроника» была лишена недостатков – относительно слабо, на мой взгляд, получился прописан персонаж самого «правильного» из героев, а сюжетная линия о его любовной истории «провисает» и тормозит динамику развития событий, но в целом я очень доволен просмотром и надеюсь, что у авторов «Хроники» большое будущее – обязательно в «страшном» кино.
Рад, что вы также помните культовую фразу из ЧП=) С детства сама собой как-то она у меня вызубрилась и так из головы и не выходит.