Игра теней, противоборство тьмы и света, извечный туман, мрачный силуэт в чёрном плаще, бледные скрюченные пальцы, пронзительный гипнотический взгляд, ужасный западноевропейский акцент и аристократичная пластика круглолицего Бела Лугоши – вот что такое классический шедевр тридцатых на все времена «Дракула»!
Этот фильм прекрасен в своих составляющих, когда зритель наблюдает множественные находки создателей ради добавления интригующей визуализации и без того в пугающий остов с часто звучащими словами о не мёртвом и не живом, о крови, о носферату, о вампиризме в конце концов. Во-первых, во многих кадрах над землёй расстилается туман, скрашивая и визуально расширяя грани павильона, где проходит съёмка сцен. Во-вторых, операторская работа смело варьируется от общих планов роскошных мизансцен до крупных демонстраций «говорящей» мимики, и даже будет планомерный наезд в самый оскал лица вампира с горящими глазами. Ещё не обошлось и без технических фокусов, потешая зрителя мистическими демонстрациями выдумки, как скажем, бестелесный проход графа Дракулы чрез толстые паутины или его полёты в образе летучей мыши.
Вообще пытаясь обхватить всю специфику проделанной работы над фильмом, стоит рассмотреть сюжетную концепцию, выгодно изобилующую откровенным визуальным ужасом с самых зачатков, когда мы неотвратимо утопающе зябнем в каменном запустелом замке, с полом кишащем грызунами и огромными чёрными пауками, после всех испуганных предостережений местных из ближайшей деревушки. Далее из готического каменно-земляного обиталища наступает резкий переход в роскошный Лондон; временами яркий и красивый убранством особняка, а иногда ночной и ужасный с улицами, где бродит приезжий граф-упырь.
Безусловно, весь актёрский состав интересен, все они справляются со своими ипостасями с полным вложением эмоциональных стараний, будь то неподражаемый Бела Лугоши или сумасшедший клерк – его переменчивый обращённый в слугу.
Конечно, касаемо современных требований к действию, оно несколько затянуто, но, на мой взгляд, уже тогда режиссёры продумывали сей аспект, и умело вкрапляли полностью показательные моменты кровожадных деяний Дракулы с его гипнозом или задатками оборотня, дабы зритель постоянно находился в напряжении, ожидая явление ужаса в любом последующем кадре. Это вызывает только восхищение пред подобными находками, как и отличную «заботу» выдать наиболее зрелищный операторский ракурс с пугающим стрежнем, вспомнить хотя бы отсутствие отражения в зеркале гостя Дракулы во время беседы с милой девушкой. Жуть и красота (по тем меркам, должно быть, актриса являла некий эталон) переплетена меж собой, как современность (тридцатых) и предрассудки о вампиризме, слетающие с уст знатного учёного Ван Хельсинга.
Невозможно не похвалить и множественные новаторские грани в разбираемом кино, кои в последствие времён в доработанном виде всецело лягут в жанровый сегмент опусов о вампирах, даже не обязательно именно в истории о графе Дракуле. Тогда они смотрелись новаторски, ныне наивно-мило, но уже никак нельзя игнорировать заделы золотой классической эпохи в современных версиях, просматривая и находя былые основоположники.
Некие очевидные неудачные моменты всё же есть, пусть моя зрительская эстетика целиком и полностью любит замечательную классику хоррора. Я бы выделил два нюанса: первый – слишком бросается в глаза угол нарисованной декораций фона в виде ночного сада в сценах на балконе особняка, да и финал скоротечен – только начавшееся противостояние с вампиром быстро идёт на спад, причём без особой борьбы. Но это всё мелочи, ведь, безусловно, малые крупицы не смогут разрушить весь добротный остов сделанного с душой фильма на страшную жуткую и кровожадно-мистическую тематику о не живом и не мёртвом бледном существе с торчащими кистями из чёрного фрака, коего отыграл наш незабвенный памятью Бела Лугоши.
Эту экранную классику не одолеет время никогда, как и её литературную основу. Минует столько лет, а она живёт – живёт в сердцах многих новых поколений, а всё потому, что фундаментальна во всём, пускай и театральна. Однако последнее определение ничуть не плохо, так как сцена без особых визуальных нагромождений и рождает тягу наблюдать сплошь актёрскую игру, отслеживать образы и сердцевину истории, не растрачивая зрительское внимание на второстепенное.
Сюжет:
В Трансильванию прибывает вызванный клерк. Здесь кругом одни напуганные лица местных жителей, уговаривающих его заночевать в деревне, так как во тьме бродят кровососущие существа. Но разве образованный человек из города поведётся на подобную ересь?.. Не остановит и откровение, что цель его визита в замок к графу Дракуле окажется приглашением в капище вампира!
Он приказывает кучеру ехать к намеченному месту…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Отлично, Рома! Браво! 🙂
Ира, спасибо! Ну а если рецензия неплохо написана, то это всё из-за моей любви к чёрно-белым классическим ужасам тех времён, которые сейчас ой как наивны. Да и потому что фильм хороший.