Изгоняющий дьявола
Фильм «Последнее изгнание дьявола» поставлен в стиле таких популярных в народе инди-фильмов, как «Паранормальное явление» и «Ведьма из Блэр». Добрую половину фильма на экране не происходит абсолютно ничего конкретного, а показывают нам при этом в основном совершенно оторванные от основного сюжета картины кадры, которые служат лишь для того, чтобы нагнать хронометраж. В этом и состоит вся прелесть эдаких инди-фильмов (я даже не знаю, есть ли у этого подвида хорроров своё отдельное название). Концепция всех таких фильмов изобретена уже давно, ещё с выходом первой «Ведьмы из Блэр» и заключается она примерно в следующем: группа людей, среди которых один человек — режиссёр-любитель, едет снимать необъяснимые явления или что-то вполне объяснимое, но после чего начинает происходить уже то самое необъяснимое.
Итак, хоррор «Последнее изгнание дьявола» похож больше всего, безусловно, на «Ведьму из Блэр», а вот (реально смешной) юмор тут позаимствован (и гадать не надо) из «Паранормальных явлений». В фильм влюбляешься буквально с первых минут. Те, кто смотрели фильмы вроде «Ведьмы из Блэр» и «Паранормального явления», конечно, сразу же поймут, что начало традиционно долгое для этого подвида хорроров и не будут это считать за минус, ведь вступление ничуть не утомляет, а лишь добавляет фильму интриги. Просьба единственная у меня: не стоит пытаться сравнивать «Изгоняющего дьявола» (1973) с «Последним изгнанием дьявола», т. к. это фильмы совсем разного уровня, совсем разные по своей концепции и сюжетной составляющей. Объединяет их только следующее: в обоих фильмах по сюжету в представителя женского пола (молодого) вселяется дьявол.
Ближе к финалу «Последнего изгнания дьявола» страсти начинают накаляться. При этом невольно вспоминается сюжет всё той же «Ведьмы из Блэр». Герои к концу фильма всё так же скептически относятся к происходящему с девушкой в странном доме, при этом мы с Вами, зрители, сидим в напряжении (как на иголках), зная стопроцентно точно, что присутствие дьявола в девушке — это правда! В итоге ключевым моментом фильма, — сразу предупреждаю всех, чтобы Вы заострили на этом моменте фильма особое внимание, — является показ рисунков девочки после того, как она убивает кота, жившего в сарае. Почему я прошу Вас заострить внимание на этом впечатляющем, но неброском моменте? Дело в том, что именно он немного проясняет совершенно непонятную в итоге концовку в стиле а ля «Ведьма из Блэр», которой, к сожалению, обладает хоррор «Последнее изгнание дьявола».
Да, Вы не ослышались. Я уже завёл речь о концовке фильма. Тут хотелось бы высказать пару неласковых слов в адрес сценаристов. Я досматривал фильм с упоением, на одном дыхании, про себя я уже думал, что влеплю ему, пожалуй, заслуженные 9-ть баллов. Я даже хотел присвоить «Последнему изгнанию дьявола» звание лучшего фильма, «снятого на любительскую камеру» (как правильно назвать этот жанр хорроров — я не знаю). В итоге концовка, оказавшаяся выполненной в стиле «Ведьмы из Блэр», испортила все мои впечатления от просмотра данной картины. Не справедливо, я считаю, фильму было заканчиваться на такой ноте (правильнее даже сказать: «обрываться»). Я понимаю, почему было сделано сценаристами именно так (концепция фильма оправдывает при этом саму себя), но если я расскажу почему — это будет являться бесстыжим спойлером о концовке. Пишите мне в личку, если что.
Всё же особо грустить по этому поводу не стоит, раз уж в отличие от авторов «Ведьмы из Блэр», сценаристы «Последнего изгнания дьявола» ближе к концу фильма предоставили нам подсказку, чтобы мы самостоятельно более-менее разобрались в концовке фильма. Здесь следует сказать, что в плане концовки хоррор «Последнее изгнание дьявола» проиграл незабвенной дилогии «Паранормальное явление» — любой из её частей. В «Паранормальных явлениях», т. к. к этому их обязывает специфический жанр данных картин, также концовки обрывистые, но там они хотя бы подогнаны более-менее, а потому не выглядят уж больно не очевидными. Наоборот, и в первой и во второй части концовки являются логическими завершениями фильмов, при этом специфика жанра не нарушается (всё действие показывается только через объектив камер: через вебкамеру ноутбука — в первой части и через одну из сети вебкамер — для второй части).
Вердикт. Если забыть о концовке, завалившей впечатления о фильме, то в целом «Последнее изгнание дьявола» вызывает положительные эмоции у человека, который знает цену таким инди-творениям, как «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление». Всем остальным данный фильм рекомендуется обойти десятой стороной при встрече: Вам он просто-напросто не понравится. Также «Последнее изгнание дьявола» может привлечь внимание любителей оккультных тем, в частности экзорцизма, но не забывайте, что этот фильм не настолько серьёзно раскрывает понятие экзорцизма, как «специализированные» фильмы вроде той же вселенной «Изгоняющего дьявола».
8,5 из 10
Я вот не люблю псевдо документальные ужастики (за редким исключением, например «Репортаж» 1 и 2, «Дневники мертвецов» Ромеро), но даже меня вывел из себя сиквел «Ведьма из Блэр». Интересно, как вообще можно было снимать стандартный фильм ужасов из такого необычного оригинала?..
К слову, меня почему-то впечатлил сиквел «Ведьмы из Блэр» даже больше. Помнится, собирался ему поставить 11/10, потом решил, что модераторы меня не поймут, и влепил фильму 10+/10. Ну а те, кому не нравилась оригинальная «Ведьма из Блэр», собственно, из-за её инди-стилистики, само собой балдели от сиквела. Однако приятно осознавать, что создатели «Паранормального явления» не купились на подобное. Они прекрасно поняли, что успех их фильма — в его наглядной и показательной обыденности и дешевизне, а потому, сорвав огромные деньги, поставили сиквел также за копейки, пусть и ощутимые по сравнению с бюджетом первой части — 15.000 долларов и 2.750.000 долларов. Вот и сиквел «Последнего изгнания дьявола» также выйдет в качестве «любительской съёмки» на экраны. Мода на подобные картины всё больше распространяется по миру. Я вот с удовольствием хотел бы взглянуть на «Хостел» под таким «углом». Возможно, Элай Рот задумается над этим. Очень надеюсь. Инди-слэшер — звучит интригующе для фаната обеих жанров… =)
Называется, кстати, этот жанр, о котором идет речь — mockumentary, в русском произношении — мокьюментари.
Что- то я запуталась… Так к чему относить такие фильмы как » Паранормальное явление» или «Ведьма из Блэр» ? К инди или к мокьюментари?)))
Одно определение не исключает другое. Фильм вполне может относится к обоим этим понятиям, как раз как в случае с «Ведьмой из Блэр» и «Паранормальным явлением». То есть «инди» — это независимый малобюджетный проект, изначально сделанный без поддержки крупных киностудий и сильных мира сего. А мокьюментари — это стилизация под документальное кино. Но не все «мокьюментари» при этом являются «инди»-фильмами. Так, например» фильм «Монстро» (Cloverfield) — это стопроцентное «мокьюментари», но при этом совсем не «инди», так как сделано на киностудии Paramount Pictures и под покровительством известного продюсера Джей Джей Абрамса.
Ох, опередил ты меня, Алексей. =) Впрочем, gottin, я Вам написал отповедь конкретно про мокьюментари в комментарии на странице первого «Паранормального явления». Обязательно прочтите =)
Спасибо, Петр, прочла) Теперь разобралась, что к чему)
Обращайтесь) Кстати, можно просто Петя. Когда меня называет Петром… как-то это старит, что ли. Привык в общем-то в колледже за годы, что некоторые преподаватели настолько официальны, что не только Пётр, но и на «вы» обращаются (славу Богу, хоть отчество ещё не приплетают). хD