Ох, уж эти городские легенды!
Слэшероманов — ярых поклонников жанра слэшер — можно условно разделить на три больших лагеря. Одни с пеной у рта будут вам доказывать, что первым слэшером является фильм Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» (1974) и не иначе, другие (и я в их числе) назовут вам гениальный фильм «Хэллоуин» (1978) Джона Карпентера. Вы думаете, я что-то пропустил? Нет, я намеренно сделал паузу. Ибо приверженцы третьего лагеря назовут вам в качестве первого слэшера именно фильм Боба Кларка «Чёрное Рождество» (1974), который, на минуточку, впервые появился на больших экранах всего лишь спустя десять дней после выхода «Техасской резни бензопилой». Но при этом «Чёрное Рождество» — канадский фильм, на что тоже стоит обратить внимание.
Чтобы разобраться в возникшей ситуации, следует подойти к проблеме непредвзято. Почему «Хэллоуин» официально принято считать первым слэшером? Ведь правы приверженцы иных лагерей, что слэшеры выходили и задолго до «Хэллоуина». Дело в том, что в те стародавние времена чёткого определения зарождавшемуся тогда жанру ещё не было, а фильмы наподобие «Психо» (1960), «Техасская резня бензопилой» (1974) и «Чёрное Рождество» (1974) относили к обычным хоррорам, хотя отличия слэшера от хоррора действительно прослеживались, по крайней мере, в 70-х уже на лицо. Дело в том, что «Хэллоуин» первым собрал в себе все характерные черты зарождавшегося жанра и, как бы поточнее выразиться, стал первым цельным образцом, от которого уже и понеслось дальше: о слэшерах заговорили на всех уровнях, а журналисты окончательно связали слово «слэшер» с фильмами наподобие «Хэллоуина», дав наименование разразившемуся феномену. Ведь именно «Хэллоуин» Джона Карпентера породил моду на слэшеры, после чего они стали появляться, как грибы после дождя, снимали их при этом в самых разных странах — не только в Америке, но американские были более популярны в связи с тем, что идеально передавали дух той эпохи и тех проблем, которые происходили в американском обществе в те годы. Многие люди и до сих пор не могут понять, какое удовольствие смотреть на то, как маньяк кого-то режет или разрубает на части. В том и есть вся суть: только слэшероман знает, как оценить слэшер, с какой стороны следует к нему подойти, а все остальные зрители даже в наши дни тихонько спросят: «А что такое, собственно, слэшер?»
По всем определениям фильм «Чёрное Рождество» — не в меньшей степени слэшер, чем тот же «Хэллоуин». Здесь есть всё: название, отсылающее к празднику, свихнувшийся маньяк, который жестоко убивает подростков-девушек (ярко выражено женоненавистничество), главная героиня — девушка, которой предстоит во всём происходящем разобраться. В общем, все элементы слэшера в «Чёрном Рождестве» присутствуют в отличие от той же «Техасской резни бензопилой», которая, по ходу дела, вообще относится к какому-то совершенно иному по-прежнему безымянному жанру кино. Но для слэшера мало соблюсти все правила (выражаюсь языком «Крика»), слэшер должен быть кровавым, зрелищным, откровенным, убийств должно быть около десяти либо чуть больше, и они должны сменять друг друга не реже, чем раз в 15 минут, при этом слэшер должен интриговать зрителя, вводить в напряжение и быть динамичным. С динамикой у «Чёрного Рождества» большие проблемы. В напряжение фильм тоже вводит с переменным успехом, а вот интрига вроде как держалась на протяжении всего фильма, но была чудовищным образом загублена в концовке — финал у фильма остаётся открытым. Не думаю, что это спойлер, ибо в любом случае финал фильма предсказать совершенно невозможно. В общем, «Чёрное Рождество» действительно сильно смахивает на слэшер, но при этом у фильма наблюдается множество проблем, а в некоторых ситуациях и вовсе начинаешь думать, что это самый настоящий триллер. У каждого есть своё мнение, но лично я считал и буду продолжать считать, что первый слэшер — безусловно, «Хэллоуин».
Вердикт. Фильм «Чёрное Рождество» подозрительно напоминает слэшер, но при этом все сильные стороны любого слэшера у него отсутствуют. Мне кажется, что это всё-таки триллер, ибо как триллер фильм получился неплохим.
6,5 из 10
(если оценивать как слэшер)
8 из 10
(если оценивать как триллер)
Ну вот, крикуны, читая мой давешний отзыв на фильм «Чёрное Рождество», вы можете вдруг подумать: «Где-то я подобное уже видел». Когда я ещё не создал свой «Проект S», даже не начал над ним работу, а он висел только в планах, жанр слэшер я разбирал в своих рецензиях на КП. Сейчас я с испугом осознал, что одна эта рецензия вмещает в себя аж два первых выпуска «Проекта S» в сжатом виде. Безусловно, когда я посмотрел всё из огромного списка фильмов и сел-таки писать проект, я писал всё с нуля и не опирался на свои рецензии. Но забавно глядеть, как в рецензии я выражаюсь почти также, как в тексте «Проекта S». Да будет вам неизвестно: значит, не обманываю вас. =) За прошедшее время точка зрения отнюдь не поменялась.
Названием рецензии «Ох, уж эти городские легенды!» я, наверное, хотел сказать о том, что к тому времени они успели меня достать. А вернее одна и та же легенда: «Няня и убийца на втором этаже». Видел её в «Когда звонит незнакомец», оригинале и римейке, слышал о ней, собственно, и в «Городских легендах». А тут снова эта байка, пусть и в несколько извращённом варианте.
Я рискую навлечь твое недовольство, но лично я первым слешером считаю «Кровавый залив»(1971) Марио Бавы. Именно от него потом танцевали и Тоуб Хупер и Карпентер, который сам называл Марио Баву своим учителем. Да, Карпентер развил этот жанр, определил его составлюящие. Но именно «Кровавый залив» стал истоком того, что позже стало называться молодежным слэшером.
Ира, я тоже так думаю.
Посмотрев в своё время этот фильм, я удивился, насколько он с виду напоминает слэшер. Тогда я уже слышал о джалло и решил, что это, видимо, и есть оно. Так и оказалось. А что такое джалло? Итальянские триллеры, верно. Фильм далеко не слэшер. Это именно триллер по-итальянски.
У каждого своё мнение и не вижу смысла мне недовольствовать. Я просто говорю как историк, что «Хэллоуин» официально первый слэшер и его именно первым назвали слэшером. А все эти более старые фильмы, считаемые за слэшеры, — только искажённые взгляды современных зрителей, которым одни фильмы нравятся больше других. Слэшерами они не могут быть по определению. Это тоже самое, если, например, родится жанр… ммм… зэфтер (не буду объяснять, как расшифровывается), и первый фильм, которы так назовут будет какой-нибудь «Я украл две бумаги у бабушки моего мужа». 10 лет жанр побудет в идиллии, первый зэфтер обрастёт продолжениями и обратится во франшизу, у него появится сотня подражателей, а когда эпоха первой волны затухнет, появятся те, кто увидев какой-нибудь старый фильм, например, оригинальные «11 друзей Оушена» подумает: как же так? Вот первый зэфтер! И будет считать его первым, а кто-то ещё дальше в историю полезет искать нечто подобное и будет полагать, что это зэфтер. Это банально, ибо, какими ни были похожими фильмы из прошлого, они — далеко не зэфтеры. Каждое новое знание строится на основе предыдущих. При желании, я уверен, можно разыскать слэшер чуть ли не в немом кино, зачем тогда уже начальные 70-е брать?
«Залив» это вообще не джалло. То, что именно он сподвигнул Карпентера на «Хеллоуин» — сам Карпентер не отрицает. Есть такое понятие — прародитель. Вот «Кровавый залив» — именно прародитель жанра. Как «Эквинокс» — прародитель «Зловещих мертвецов». Но никто же не называет его первой их частью.
Слышать здесь и сейчас, что «Кровавый залив» — не джалло для меня удивительно. И это при том, что до этого я успел услышать, что это слэшер. Лучше промолчу и намотаю на ус подобные ситуации, которые слишком часто в последнее время возникают в КК.
Мы уже говорили, что у джалло и слешера много общего. Но у джалло есть ряд характеристик, которых в «Кровавом заливе» нет. И по сюжету он как раз к слешеру, молодежному слешеру, ближе. В то же время в «Крике» есть признаки и джалло (маска, черный плащ), на на основании лишь этого к джалло его не причисляют. Хотя моментами «Кровь и черные кружева» там проглядывают.
Этот оригинал не видел, а смотрел ремейк. Плохо уже помню, но запомнилась кровожадность сцен.
Да, в ремейке крови много. А в оригинале её мало, зато этот фильм именно произведение искусства, а не просто хорошо сделанная поделка, как ремейк.