Есть такой специфический жанр – рождественский триллер. Существует он, судя по всему, исключительно из уважения к разнообразию зрительских предпочтений – ведь если бы под Новый Год в кинотеатрах шли исключительно комедии и мелодрамы про «джингл беллз», иной киноман с ума сойдет 🙂 Вот и выходят в декабре на экраны кино-страшилки самого разного качества – от классических «Гремлинов» до трэша «Черное рождество». В этом [2007] году роль рождественского триллера была уготована фильму «Парковка», продюсером которого выступил небезызвестный француз Александре Ажа, убедительно показавший, что для превращения из уравновешенного и рассудительного члена общества в обагренного вражеской кровью дикаря с топором в руке не нужно отправляться в радиоактивную пустыню, как поступили герои его предыдущего сочного ремейка «У холмов есть глаза». Это может случиться прямо в стенах родного офиса.
Есть в большинстве фильмов ужасов такая обязательная вступительная часть: как герои оказываются «в неправильное время в неправильном месте». Чем естественнее этот переход – от спокойной жизни к смертельной опасности – тем интереснее смотреть кино. В «Парковке» эта траектория практически идеальна. Вот героиня в самый сочельник сидит допоздна в типичном многоэтажном офисе, все коллеги расходятся, родные торопят по телефону, а ей надо еще закончить этот треклятый контракт… Вот все уже разошлись, и героиня, навьючив на себя кучу сумок плюс упакованный костюм Санта Клауса, идет к лифтам… Каждый ее шаг на пути к беде естественен – так бы мог поступить любой из нас. И потому фильму веришь – так и вправду могло бы быть. Редкий комплимент фильму жанра хоррор.
Мало где засветившейся Рейчел Николс удалась роль офисной мышки, волей обстоятельств превращающейся в дикаря с топором, а Уэс Бентли крайне органично смотрится в роли маньяка после малоудачных ролей, случившихся с ним с момента его звездного часа в «Красоте по-американски» (особенно неприятно вспоминать его роль в «Призрачном гонщике»). Его герой Томас идеален с точки зрения жанра – поначалу даже не вызывает подозрений (у тех, кто не видел трейлер), потом просто хочется ему голову оторвать. Томас не примитивен – у него есть предыстория, мотивация, у него даже хобби вполне прилично есть (фанатеет от Элвиса). В какой-то момент он даже вызывает сочувствие – сидит себе бедный паренек на парковке – «один, совсем один…» Кроме того, его выделяет из ряда «киноманьяков обычных» нетривиальное отношение к героине. Тот факт, что он искренне пытается наладить с ней контакт и понравиться ей – правда, несколько экзотичным способом – делает его персонаж еще более страшным и отталкивающим. При этом, заметьте, сам маньяк героине практически не наносит увечий, а вот она его…
«Страшные» сцены фильмы сделаны мастерски и пугают по-настоящему, напоминая о лучших образцах жанра, например, одну из самых жутких сцен в классическом «Молчании ягнят», где Ганнибал Лектер хладнокровно убивает охранника ударами полицейской дубинки – только в «Ягнятах» это было снято это с низкого ракурса, с точки зрения жертвы, камера сфокусирована на лице Лектера.
Говорят, что для настоящего испуга зритель должен ассоциировать себя с реалиями фильма. В «Парковке» проблем с самоидентификацией не возникает – cколько их, таких офисов, в котором есть точно такая парковка. Просто удивительно, что никто не додумался до сих пор снять триллер в таких универсальных декорациях раньше. «Парковка» Ажа похожа на подземные лабиринты «Спуска», который тоже был, в принципе, об этом – как хрупка грань, отделяющая цивилизацию от хаоса, жертву от хищника, расслабленную болтовню по телефону от первобытного крика. Подземное царство Аида оказывается ближе, чем вы думали – надо всего лишь спуститься на парковку.
(c) Дмитрий Витер, 2007
Замечательный отзыв, потрясающий фильм. Его как раз актуально смотреть в такое предновогоднее время=) В картине всего два центральных персонажа, но при этом каким мощным саспенсом и интригой он наполнен! Блин, что-то захотелось его глянуть еще раз))))
Cпасибо! Хотелось бы сподвигнуть всех авторов и читателей КЛУБ-КРИКа публиковать свои отзывы на «зимние» ужасы (список как минимум 59 фильмов доступен в «голосовалке слева).
Кстати, Дима «Нечто из другого мира» тоже вполне зимнее кино.
Сейчас идет по ТВ.
У меня на 3 уже есть: Крикуны, Легенда о снежной женщине, Маска демона. Мне кажется, 2 последних мало кто видел вообще. А тема зимняя так как раз очень даже хорошо раскрыта.:)