Именно под таким названием я читал рассказ Теодора Старджона о каком-то древнем электронном существе, вселившимся в бульдозер Д-7. Результатом вселения стало помешательство бульдозера, его отказ работать с людьми и вообще — у него появилось желание убить всех человеков, как у Бендера из «Футурамы». А потом я чисто случайно наткнулся на этот фильм. Искал его как проклятый, и вот, выудив его из закромов Ютуба, посмотрел. Данное кинематографическое произведение меня чем-то разочаровало, надо сказать.
Во-первых, слишком уж здесь всё утрированно. Как будто Гибельдозер проехался по исходному рассказу, раздавив всё ненужное, а нужное уплотнив до минимума. А, в принципе, чего хотеть от фильма 1974-го года, да ещё в придачу снятого для телевидения? Если в оригинале главгерои выяснили то, что Д-7 (в фильме почему-то использовали другую марку, Д-9) ожил только во второй половине рассказа, то здесь уже это выясняется легко и просто уже после первого убийства.
Финальная схватка между бульдозером и экскаватором (управляемым человеком) получилась вяленькой — пара «зуботычин» по ковшу, в то время как в исходном рассказе была описана эпическая битва двух машин. Да и «смерть» Гибельдозера в фильме какая-то серая: в оригинале понадобилась целая система из электротрансформатора, заземлителей и близлежащего водоёма, чтобы устроить машине короткое замыкание, в то время как в фильме хватило трансформатора и железяк, накрытых брезентом. Да и само оживление бульдозера здесь не такое подробное: в оригинале — какое-то электрическое существо, обитающее в развалинах древнего храма, которое вселилось в машину после разрушения этих развалин, в фильме было заменено на… метеорит, упавший из космоса, и принёсший с собой электронную бяку. Хотя, это очевидный шаг со стороны создателей ленты: метеориты — они ж летают в космосе, мало чего они там могут подцепить (в качестве примера — как минимум рассказ Говарда Лавкрафта «Космический цвет» (он же — «Цвет из других миров»), как максимум — ещё около сотни книг и фильмов на эту тему). В общем, налицо явная экономия средств.
Хотя, не во всём. Например, нам честно показывают пару неплохих взрывов и «живой» бульдозер — то есть, мы видим что никого в кабине нет, но при этом рычаги сами поворачиваются, бульдозер разворачивается сам и т. д. — вот это есть серьёзное отношение к фильму, за это создателям большое спасибо.
Ещё актёры здесь хорошие, например Клинт Уокер. Другое дело, что их персонажи прописаны куда хуже, чем в рассказе. Явный пример — гибель одного из рабочих: бульдозер едет прямо на машину, где он сидит, но вместо того чтобы выпрыгнуть и смыться куда-нибудь в заросли, он сидит, обречённо закрыв лицо руками, мол вот она, моя судьба-судьбинушка.
Но будучи не знакомым с первоисточником, эту картину можно оценить и повыше — несмотря на тупизм некоторых сцен, эта картина есть не что иное, как один из лучших образчиков американской телепродукции 70-ых. Жалко, что не хватило профессионализма — Стивен Спилберг, сняв тремя годами ранее «Дуэль» (что интересно, тоже для Universal, тоже для телевидения и тоже на схожую тему) выдал прекрасный продукт, который даже перевели с телеэкранов на экраны кинотеатров. Тут же чувствуется нехватка денег и режиссуры, и это обидно. Зато Гибельдозер смотрится не менее внушительно и страшно, чем бензовоз из той же «Дуэли». Огромная жёлтая байда со здоровым скребком вызывает беготню мурашек по разным частям тела — и это определённо плюс.
В целом и общем — для сьёмок надо было опять выписывать Спилберга, давать ему бюджет побольше, не сильно кастрировать рассказ — и прямиком на экраны кинотеатров. Но не сложилось — не срослось, поэтому что имеем, то имеем.
7 из 10
Добавить комментарий