В этом фильме есть всё, что предопределило популярность франшизы на следующие 20 лет: самые мрачные стороны чувственности и секса, садизм и мазохизм, боль и блаженство, кошмары и сновидения… С точки зрения сюжета фильм представляет собой вполне законченную историю, которую, в общем-то, можно было бы и не продолжать, но визуальный ряд картины оказался столь необычен и совершенен для конца 80-х, что появление сиквелов оказалось неизбежным. Здесь Баркер-режиссер оказался увереннее Баркера-писателя.
Пересматривая этот фильм снова и снова, легко узнать элементы, впоследствии ставшие каноническими, и повторяющиеся от фильма к фильму: темные пространства, наполненные свисающими цепями; неподвижные вытянутые по струнке фигуры демонов-сенобитов в приталенных кожаных одеяниях; дизайн страшного кубика-головоломки и методика его открывания (включающая поглаживание одной из граней подушечкой большого пальца); распятая в воздухе человеческая фигура, разрываемая на части крюками, вонзенными в тело; узкие горизонтальные полоски белого света, как будто пробивающиеся сквозь жалюзи; наконец, иглоголовый дизайн главного персонажа франшизы – Пинхэда. Удивительный случай в истории кино (впрочем, случившийся также и в «Пятнице, 13»): в первом фильме Пинхэд был далеко не главным персонажем, а лишь одним из демонов-сенобитов, у которого и имени-то не было: «Пинхэдом» его нарекли фанаты первого фильма.
Поучительна история Дага Бредли (одноклассника (!) Баркера), сыгравшего этого удивительного персонажа уже в восьми фильмах – «Восставший из ада» был его первым полнометражным проектом, и Баркер, у которого Бредли до этого снимался в короткометражках, предложил ему на выбор роль иглоголового сенобита или… одного из двух грузчиков. Помните, тех самых грузчиков, что поднимали по лестнице тот злополучный диван. Бредли собрался было выбрать роль грузчика, потому что справедливо полагал, что будет неузнаваем в «игольчатом» гриме, а ему хотелось известности! Какая ирония судьбы! Что бы было, выбери он таки роль грузчика? К счастью, Бредли сделал правильный выбор, а показать зрителю свое истинное лицо, он смог уже во второй серии. Единственным персонажем, никак не проявившемся в продолжениях, оказался мрачный бомж, преследующий Кёрсти, который в финале оборачивается кем-то вроде птеродактиля и уносит с собой проклятую шкатулку Лемаршана. Каждый раз при просмотре фильма хочется воскликнуть: что это было?
Самая запомнившаяся сцена: безусловно, сцена «воскрешения» Фрэнка из небытия. Доски в пустой комнате ходят ходуном, сквозь пол начинает сочиться гадкая слизь, вверх взмывают кости, складывающиеся пополам и становящиеся руками, с усилием отрывающими от пола сгусток плоти, становящийся телом… Классика!
Страница фильма «Восставший из ада» (1987) в КЛУБ-КРИКе
Обзор франшизы:
Только сейчас прочитал статью. Понравилась! И так фильм вспомнился всеми перечисленными моментами…