Хоррор в России, пришедшей на смену СССР, фактически начался с «Прикосновения», мрачного мистического триллера Альберта Мкртчяна, с годами ставшего настоящим мастер-классом страшного кино, и остающегося таковым по сей день. О легендарной картине написано множество статей, но при этом крайне мало материалов об Андрее Дударенко – исполнителе главной отрицательной роли в фильме. Причем в данном случае не нужно ставить в кавычки слово главная, несмотря на то, что фактически Андрей Степанович сыграл… портрет. Те, кто смотрел «Прикосновение», сейчас конечно же понимают – о каком персонаже идет речь, как и осознают его значимость. И получись фильм другого художественного уровня, или будь на месте Дударенко иной актер, возможно не возникло сей хоррор-легенды, как и не было бы документального фильма «Андрей Дударенко. Лицо с портрета». Но звезды сошлись, и Андрей Степанович обрел бессмертную славу, пусть и в ограниченном круге почитателей фильмов ужасов, как произведений искусства.
При этом в «Лице с портрета» говорят не только, да и не столько о хорроре, сколько о личности Дударенко вне контекста его культового образа. Примерно первые десять минут посвящены «Прикосновению», которое для самого Андрея Степановича всего лишь одна из ролей, и заслуженный артист с явным удовольствием переключается на воспоминания о работе в других фильмах. Киноэссе выстроено как непринужденное интервью, в котором задающие вопросы тактично остаются на втором плане, позволяя Дударенко говорить что он хочет и как он хочет. По крайней мере действительно есть впечатление доверительной беседы, в которой Андрей Степанович не обременен скользкими вопросами и говорит о разных вещах без злобы и негатива, а местами лишь с грустным сожалением о насущных моральных и социальных проблемах.
Кому-то «Лицо с портрета» может показаться «так себе документалкой», слишком короткой, слишком мягкой, особенно с позиции практически любых публичных разговоров 2022 года. Но если не руководствоваться некими завышенными ожиданиями, а просто всмотреться/вслушаться в слова Человека, прожившего долгую жизнь в служении искусству, то понимаешь – насколько они искренни и понятны. Этому интервью не требовался полутора-двухчасовой формат, не нужны были дискуссии о политике и сенсационные открытия. Фильм стоило снять даже ради одного вывода Андрея Степановича о том, что весь мир сегодня пребывает в жанре ужаса, а «Прикосновение» 1992 года — «…предтеча этого жуткого состояния мира». Но «Лицо с портрета», этот демонический образ, оказавшийся в реалии добрым и светлым человеком, своей душевной теплотой и рассудительностью вселяет надежду. Тем, кто остался жить не ради несения настоящего ужаса.
/10.10.1930 — 28.12.2022/
Страница фильма «Андрей Дударенко. Лицо с портрета» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий