Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Рецензия на хоррор-рассказ Марии Синенко «Лампы» (2022 г.)

 

Синенко - Лампы

Стивен Кинг вездесущ. Куда не глянешь в современной страшной литературе – везде видишь/слышишь его отголоски. И дело не в том, что другие хоррор-авторы, все как один, сознательно или бессознательно ему подражают. Скорее подобное сравнительное восприятие упирается в саму аудиторию, подспудно ищущую аналогии, ибо «всё произошло от НЕГО!», что, естественно, не так ?. Пишу сейчас это, потому что сам – не исключение, в своё время укушившийся Кингом и живущий со всякими его «пеннивайзами» в голове. Поэтому, когда я читал рассказ «Лампы» про до поры до времени одинокую девушку в квартире, то прям-таки прицельно выискивал «кинговщину», дескать, вот-вот сейчас она обязательно начнется! Ну а как известно, кто ищет – тот всегда найдет! И мой воспаленный от хоррора мозг криво запараллелил «Лампы» с «Двигающимся пальцем» и «Полем боя».

Формально аллюзии уместны. В обоих упомянутых кинговским рассказах герой-одиночка сражался в квартире/номере отеля с удивительным Злом маленького размера. В первым случае абсолютно необъяснимым, а во втором – объяснимым, но горе-персонажу от этого не легче. И здесь, если включить циничного критика, то можно воскликнуть – «Ага, Мария переконструировала эти сюжеты в угоду собственной аналогичной идее, но по сути-то, по сути всё взяла у НЕГО!». Но так на самом деле может сказать только тот человек, который и правда убежден, что до Кинга никаких настоящих ужасов в литературе не было, а после него и не будет, не считая бесчисленных подражаний разной степени успешности. Но истина заключается в том, что и сам Стивен учился у «великих», живших как до него, так и живущих одновременно с ним, о чем прямо рассказывает в эссе «Как писать книги». Кинг – не создатель жанра хоррор в литературе, а лишь его бесспорно талантливый и яркий представитель, но, один из многих, а не «единственный и неповторимый». А посему сам Стивен использует классические жанровые атрибуты, впечатляюще, неординарно, но не изобретая их с нуля. Поэтому говорить о том, что другой писатель напрямую что-то заимствует из творчество Кинга можно в лишь в том случае, когда действительно нагло скопированы сюжет и фабула, и читая подобный опус, понимаешь, что без Стивена его бы не было от слова «вообще».

В «Лампах» же, без пристальной оглядки на «НЕГО», используется классический концепт «один в беде», и даже не стоит ворчать, что «такое уже было», потому что – да, было, и еще будет миллион тысяч раз, и многим из этого, еще даже пока не созданным, впоследствии будут восхищаться. Иначе говоря, в жанровой литературе важно в первую очередь не про ЧТО, а КАК? Одаренный автор легко начнет «как обычно», а закончит как «ничего себе!», удивив читателей либо непрогнозируемым сюжетным поворотом, либо появлением эксклюзивных персонажей, которые и ведут себя соответствующе-непредсказуемо, либо особой ключевой идеей, раскрываемой только в финале. В конце концов, любой текст – это набор знакомых букв и по большей части знакомых слов, но в руках мастера пера он способен творить чудеса с восприятием целевой аудитории. Ну а если писатель – еще не мастер, а только учится и реально стремится сделать хорошо, то и тогда, как говорится, «могёт дать жару!».

«Лампы» приятно и обстоятельно детализированы. Это важный нюанс для того, что когда начнется нечто «ужасное», читатель верил в окружающую его реальность и воспринимал основного героя как живое существо. Волшебство литературы проявляется тогда, когда мы сами чувствуем боль персонажа, душевную и физическую, при творящемся насилии на страницах книги. А чтобы так произошло, нужна обстоятельная прелюдия, занимаемая конкретно в «Лампах» ориентировочно половину повествовательного хронометража, после которой девушка Соня и ее квартира – нам уже «как родные», в рамках минималистского сюжета. Конечно нам не рассказана история героини с момента ее рождения, что было бы явно избыточно и просто не нужно, как, собственно, и не раскрыта природа Зла, с которым Соня столкнётся. «Лампы» — традиционный ситуационный триллер, где безопасная действительность резко ломается, и герой шокирован не меньше читателя, а-ля – «да откуда это на хрен взялось? И как такое вообще может быть?!». Мы наблюдаем смачную битву за жизнь в замкнутом пространстве, и до последних абзацев не знаем – чем всё это закончится. Мария Синенко по-хорошему удивила забористой жестью, благо, что сама она — поклонница «всякого такого», и именно в литературе. В рамках жанровой принадлежности это хороший рассказ от молодого автора, понимающего – как работает хоррор и чего ждет потенциальная аудитория. Пусть Кинг заслуженно остается выдающимся творцом кошмаров, но и без него сей жанр жил, жив и будет жить. Включая Россию и русскоязычное зарубежье, где есть «Маши, Саши, Вадимы, Максимы, Олеги, Михаилы» и многие прочие родные имена.

Мария Синенко

Страница публикации рассказа «Лампы» в журнале DARKER

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 6 = 6