Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Русская тройка»: восемь из двадцати четырёх — рецензии на конкурсные рассказы

 

Русская Тройка

«Орех в подарок»

Зауэр Ирина, Домнина Ирина

10 баллов

***

Жизнь тридцатипятилетнего мужчины сошла с рельсов и покатилась под откос, всё набирая и набирая скорость. Высказал всё накопившееся начальнику, расстался с любовницей и додумался повиниться жене об измене, за что и был изгнан из семьи. А всё потому, что МРТ в больнице, куда он попал по скорой, показало уплотнение в мозгу размером с лесной орех. Нервы шалят? Он так и думал. Пока не осознал, что кажущиеся даже ему самому взбалмошными поступки воздействуют на окружающих куда сильнее обыкновенной истерики. Жизнь действительно изменилась, – но катастрофа ли это?

***

«Орех в подарок» – фантастическая новелла Зауэр Ирины и Домниной Ирины. Россия, наше время, обычный город. Чёткая композиция, стремительно летящее действие, один герой и минимум персонажей. Фантастическое допущение одно – опухоль в мозгу героя, вроде бы дающая некие экстраординарные способности. Жизненная история и правильный посыл, не являющийся хеппи-эндом.

Сюжет последовательно проводит Никиту через испытания: работа, любовь, дружба, столкновения со слабыми и сильными противниками. Внезапно проявившаяся патология заставляет взглянуть по-новому на всё, ставшее давно привычным. Ту ли женщину он выбрал женой, так ли красива и добра любовница? Отчего лучший друг до сих пор холост, и чем его так привлекла молоденькая ассистентка, чем-то похожая на жену Никиты?

Примечательно, что текст двух женщин-соавторов не обладает выраженными психоэмоциональными признаками половой принадлежности. Любовь и отношения есть, но без акцента. Есть правдоподобно показанный наезд одного на пятерых и разговор по душам с вечно сидящей у подъезда бабулей. Юмор не ограничивается кривыми ногами любовницы, а за клёкот и трансформации петуха отдельное спасибо.

«Орех» в голове и дарованные им способности становятся не темой для супергеройских приключений, а пробуждающим совесть и сознание героя толчком. Достаточно необычно и вместе с тем полностью в традициях русской культуры. Более того, ни действие, ни реальность произведения нельзя назвать калькой с европейских или американских образцов жанра. Несмотря на избитый фантдоп, новелла свежа и оригинальна.

 

«Синее платье»

Долгая Галина

10 баллов

***

Трёхлетняя Настя почти не запомнила маму. Только подол её синего платья, плещущий на ветру. Потом умерла бабушка. А сейчас вдруг не стало отца. Пустота, тишина и темень в некогда полной людей, шума и света квартире. Семнадцатилетняя девушка вздрагивает от каждого шороха, ожидая стука в дверь от деятелей из органов опеки. Спрятаться бы от всех, хотя бы на полгода! Чтобы в детдом не упекли. И благой вестью обернулось давнишнее письмо от забытого всеми деда, материного отца: «Здравствуй, дочка!..» Решено: в деревню. К дедушке, до совершеннолетия.

***

«Синее платье» Долгой Ирины – очень женская и трогательная история. Но Насте сопереживаешь даже без возможности отождествления себя с ней. Полная сирота, из-за формализма законодательства оказавшаяся недееспособной за полгода до совершеннолетия. Девушку жалко, но жалкой её не назовёшь. Она сильна, решительна и самостоятельна, что и доказывает по сюжету не единожды.

Существование родственника, с которым не общаются годами – не нормальная, но житейская ситуация. Как и уход из жизни близких, одного за другим, всех. Добавьте к этому мистическое пояснение произошедшего в конце и то, что оно рефреном пронизывает текст с первых строк до последних. А ещё стиль, зримо и красочно описывающий явные и неявные вещи.

Любовные перипетии есть, причём в нескольких вариантах. К счастью, повествование ими не перегружено. Всё либо давно случилось, либо ещё только начинается. Относится к общей истории материнского рода героини. Удачный ход, дополнительно уравновешенный иронией над горожанкой, впервые оказавшейся в деревне в осознанном возрасте. Ну да, там не только молочко-цветочки.

Финал произведения представляет собой обновление традиционной мистической схемы. Влияние современности ожидаемо, но предугадать концовку вряд ли у кого-то получится. Прямых подсказок нет, автор ходит вокруг да около и даже намеренно вводит читателя в заблуждение. Удивляет лишь непонятная читателю осведомлённость Насти в некоторых вопросах нематериалистического толка.

 

«Свет в окошке»

Арилин Роман

10 баллов

***

Метель в ночном лесу. Одинокий охотник бредёт из последних сил, борется с холодом, усталостью и сном. Накатывает понимание: не выжить. И вдруг вдалеке огонёк. Это свет в окошке…

***

Миниатюра Арилина Романа написана от первого лица. Это сложно, но ему удалось. Используется подробно-описательный, затягивающий, погружающий читателя в происходящее слог. Композиция – перевёртыш, сыгравший на ошибочном осознании героем действительности. Завязка сюжета будто бы взята из былички или бывальщины, но фольклорная жуть постепенно перерождается в почти лирическое произведение.

Засыпающий на морозе охотник по счастливой случайности замечает в метели огонёк и выходит на чей-то дом. Его встречают, садят к печке за стол и, не задавая лишних вопросов, кормят горячим. Хозяин – бывалый человек, знающий, он понимает всё. Лишь когда в дверь входят другие гости, герой начинает подозревать неладное. Но, как водится, уже поздно.

Чертовщина подаётся не страха ради – пощекотать нервы читателя – а со смыслом. Не просто так герой вспоминает жизнь свою и грехи. Нет для чего-то имён у персонажей. Лес, метель, дом, печь, пища, хозяин и всё остальное могут относиться и к конкретному, и к символическому образному ряду. Копните чуть глубже – останется цикличность жизни, любви и памяти. Возможно, ещё взаимоотношения людей между собой и Богом.

Серьёзные, многоуровневые смыслы в малой форме. Любовно выглаженный текст с тщательно подобранным каждым словом. Смутные символы и чёткий, краткий сюжет. Взвешенная, выверенная до мелочей композиция. Ещё бы немного накалить цепляющее за душу общечеловеческое, и миниатюра стала бы стихотворением в прозе, как «Зима» или «Ветер и пустота» Вячеслава Рыбакова. Но она хороша и так.

 

«Шкатулка»

Белкин Александр

9 баллов

***

Хорошо принадлежать к избранной когорте российской интеллигенции! Иметь самые прогрессивные взгляды и время для размышлений о науке, культуре и политике. Разумеется, не просто так, а из любви к России и её дикому простому народу. Лев Георгиевич Загоскин нимало в этом не сомневался и не щадил себя на сем славном поприще. Только вот водочку и папиросы в долг давать перестали, у жены каждый вечер голова болит, а горничной и мамзелям в одном заведении не только любовь, но ассигнации и подарки подавай… Истинному русскому интеллигенту не привыкать к лишениям и мукам! Однако же всему на свете есть предел. Целостную картину мира Льва Георгиевича нарушила загадочная шкатулка, которую тесть, уральский золотопромышленник, оставил на сохранение – мыслимое ли дело! – его жене, редкостной дуре и мотовке. Нет-с, милостивые господа! Ему как главе семейства просто необходимо провести небольшой обыск. Для порядка.

***

«Шкатулка» Белкина Александра выделяется вычурным стилем, подражающим в общих чертах русской литературе конца 19-го – начала 20-го века. Забавно, что внешне рассказ имитирует реализм, внутренне – символизм, а его смысловая нагрузка откровенно сатирическая. Изящнейшая и сложная в исполнении вещь, доставляющая эстетическое наслаждение. К сожалению, новеллистическая остросюжетность здесь принесена в жертву интеллигентскому юмору и декадентской манерности.

Место действия – Санкт-Петербург. Время – незадолго до революций 1917-го года. Почему? Есть два архиважных момента. Гостиницу «Астория» уже построили, но ещё не переименовали, актриса немого кино Вера Холодная уже известна, но ещё жива. В рассуждениях персонажей чувствуется брожение умов и социальные обострения: дворник воспринимается пережитком царизма, есть социалисты-революционеры, которых надо ловить и полиции сдавать, но некоторые из которых дело говорят.

Герой – Лев Георгиевич Загоскин – презабавнейший субъект. Считает себя частью российской интеллигенции, но почему-то не имеет ни рода, ни племени, ни профессии, ни заработка, ни иных доходов или содержания. Пьющий, курящий и лапающий служанку живой монолог. Сидит на шее у жены, которая, в свою очередь, живёт на содержании у отца, купца и уральского золотопромышленника. Иных подсказок о связи героя с писателем и драматургом М. Н. Загоскиным, кроме фамилии, я не вижу. Да и есть ли она?

Фантастическое допущение можно охарактеризовать как ящик Пандоры. Дал деловой, правильный и богатый отец непутёвой дочери на сохранение некую шкатулку – а дальше всё закрутилось само собой. Социально-символическая модель предреволюционной Российской империи в нескольких персонажах, путь от уральской Мории до Октября. Есть над чем и подумать, и взгрустнуть, и посмеяться. Увы, несмотря на два совмещённых любовных треугольника и мистический элемент, «Шкатулке» недостаёт остроты конфликта и активного действия.

 

«Затмение Пятой Сферы»

Болдырев Михаил

9 баллов

***

Россия, Германия и Япония конца 19-го – начала 20-го века. Мир накануне череды масштабных войн и революций. Ключевые государственные личности, узловые исторические моменты. Проект «Пятая Сфера» благодаря последнему научному открытию получил возможность воочию увидеть, как это было в действительности. И вдруг история стала меняться на глазах исследователей.

***

Бывает, что из пушки стреляют по воробьям – шума много, толку мало. Ещё и народ пугается. Но благодаря Болдыреву Михаилу я познакомился с самодвижущейся циклопической мухобойкой, разом прибившей стадо бизонов. Более чем странное впечатление. Его рассказ – гипертрофированная и качественно исполненная простота. Идею, ставшую фабулой, можно утрировать до наблюдения за наблюдающим. Фантдоп – возможность влияния на прошлое. Старо? И да, и нет. Всё дело в композиции, делящей текст на без малого двадцать частей, и деталях.

Деталь первая – основная часть рассказа порезана на фрагменты и переложена крупными вставками псевдодокументальной исторической хроники. Деталь вторая – время основного повествования скачет из настоящего в прошлое и обратно. Деталь третья – исторические вставки подаются в нескольких вариантах развития событий. Всё вместе вызывает противоречивые чувства. Композиция чересчур сложна для малого объёма, от читателя требуется знание истории данного периода – но исполнение на высоте, а идея произведения проста и понятна.

Происходящее визуализируется точно, объёмно и ёмко. Прямо не текст, а фильм. Но относится это почему-то только к исторической хронике, кадры проекта «Пятая Сфера» плоски, серы и состоят преимущественно из диалогов. Возможно, это приём автора, указывающий на то, что прошлое до сих пор живо. К сожалению, ближе к концу кинематографичность исторических сцен сменяется подобием публицистики. Экшен отсутствует и в хронике, и в проекте, действие заменено наблюдением, сопоставлением и выводами. Спорное авторское решение для новеллы.

Течение альтернативной истории любопытно, но все изменения ожидаемо направлены от войны к миру. Подробности истории и её альтернативных вариантов не расписываются, многое оставлено на эрудицию читателя. Способ, которым вводятся изменения, оспорен уже давно, и основан на принципе незаменимости лидера в историческом процессе. Свежий взгляд в том, что ответственность – не пустое слово для учёных рассказа, а наука не объявляется безусловным злом.

 

«Козлёнок при луне»

Weiss Toeden

9 баллов

***

Ночь, луна и терзаемый стыдом козлёнок в заброшенной хижине. Сегодня он вместе со всеми снова разорил огород. «В брюхе резь для козы за честь!» – нет, эта отцовская истина не для него. Жрать больше, чем надо, жрать чужое недостойно. Но что он может поделать? Как пойти против родной семьи и собственной природы?.. И тут он увидел оленя.

***

Поначалу кажется, что Weiss Toeden написал детскую сказку. Козлёнок, козы, овцы, люди, олень и капуста в огороде. Мы уже выросли – зачем нам это сейчас? Ну, можно прочитать и на детском уровне, как это делают в школе с «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери или «Соловьём и розой» Оскара Уайльда. Простые, милые приключения, если не обращать внимание на иносказания и символы. А если прочитать на взрослом уровне, как притчу? Давайте попробуем.

Начнём с азбуки, в данном случае раскроем символы. Козёл – грех и его последствия, необходимость очищения и моления о прощении. Овца – кротость, праведность, богоизбранный народ. Луна – Богородица. Лилия (кувшинка) – Благовещение и снова Дева Мария. Олень – отшельничество, благочестие, жаждущая приобщиться Богу душа и Христос. Почему шифром должно стать именно христианство? Потому, что конкурсные произведения говорят о России и её пути.

В мире произведения есть жадное, бесчинствующее козлиное семейство и чинная, дружная отара овец. Луна указывает познавшему обиду и стыд козлёнку на книгу, отражается в озере. Олень становится проводником. Капуста, книга, луна и вода объединяются в единый смысловой ряд уже волей автора. Что за отшельник жил в заброшенной хижине, какую книгу читал? Что за капустное поле, тёмный лес и заброшенное селение предстало перед козлёнком? Что означают его сон и пробуждение?

Ясно видно немногое, но этого вполне достаточно. Обида, стыд, бегство. Уединение, книга и утешение. Противопоставление пищи земной и небесной. Обретение наставника. Испытания внешние и внутренние. Утоление жажды и печали. Чудесный сон при луне. И, наконец, возвращение к людям. Даже дитя проклятого племени смогло проделать долгий и трудный путь. Стоит ли унывать или спешить урвать кусок в ожидании неминуемой смерти душе человеческой?

 

«Вода и медные трубы»

Крич Женя

8 баллов

***

Восьмиклассница Тася опять повелась на слабо Стасика, своего любимого сероглазого хулигана. Пожилой сантехник Сергей Александрович снова всё перепутал и пришёл по вызову не в ту квартиру. Неуёмная рыжая девчонка ищет приключения, а больного старика они почему-то находят сами, причём с завидной регулярностью. А потом они встретились. Оказалось, что юной школьнице есть чему поучиться.

***

Рассказ Крич Жени интригует уже названием: какая вода, при чём здесь трубы? Забегая вперёд, дам своё понимание. Вода всё объединяет, а «медные трубы» суть слава земная. Поневоле ждёшь сказочные испытания огнём и водой, но Тася проходит инициацию в реальном и современном мире. Всё обыденно и обыкновенно: развод родителей, властный отчим, безответная любовь. Только вот девочке кажется, что она экстрасенс.

Персонажи буквально живут на страницах. Компания школьников, молодой клерк, потухшая мать, жёсткий гендир… Каждый из них, вплоть до эпизодических соседки и продавщицы. И каждый пытается воздействовать на Тасю. Один подбивает на кражу, другой напоминает о совести, третий заметил её оформляющиеся прелести… Даже загипнотизированная продавщица пытается втюхать скидочную карту. Как же все достали!

Пока рыжая героиня скандалит и полыхает от возмущения, неприметный сантехник местного ЖКХ чудит, но всё ещё справляется со своей работой. Только вот чем он на самом деле занимается, и какая работа для него основная? Уж очень вовремя он появляется именно там, где может случиться несчастье. Чудак Александр Сергеевич, всё о какой-то квантовой системе и запутанных взаимосвязях говорит. Пенсионер советского периода. Инженер, наверное.

Рассказ кончается до обидного быстро. Каждая часть всё короче и короче, и это накаляет темп. При этом фокус действия постоянно перемещается между тремя персонажами, настоящим и прошедшим временем. Композиционно произведение чересчур сложно для малой формы, но нельзя сказать, что упрощение композиции или добавление объёма пойдёт ему на пользу. Рассказ сложен и запутан, но это система запутанных взаимосвязей, в которой всё органично.

 

«Сказочная жужужуть»

Ковалевская Александра

7 баллов

***

Грустит старушка. Пока родители работают, а воспитательница курит и стреляет папам глазками, детсадовцы играют в зомби. Куда катится мир? Не иначе, в новое средневековье. А ведь раньше строили светлое будущее, мечтали о Марсе… Грустит старушка, а в это самое время её правнучка в кругу друзей проводит ритуал вызывания вампира.

***

Смеркалось, взгустнулось, улыбнулось. «Сказочная жужужуть», лучше и не скажешь. В рассказе Ковалевской Александры нет ни привычного действия, ни классического главного героя. Только актуальная проблематика. Он вызывает эмоции и предупреждает, задаёт неудобные вопросы. В какие нынче игры играют малыши? Почему?

Даётся несколько не связанных меж собой сценок, от документальных до сюрреалистичных. Детсадовцы, школьники, молодёжь и старушка. Примечательно, что все поврозь, а дееспособных взрослых будто и нет вовсе. Папы и мамы вечно заняты на работе, а воспитательницы всё ещё ищут место получше. С бабушкой тоже что-то не так.

Оставшись в одиночестве, маленькая Варя со товарищи развлекают себя, как могут. Изображают зомби, оборотней, вампиров, ведьм и колдунов. Грозят обидчикам свечку в церкви поставить, чтобы те умерли… Что за разгул нечистой силы? Нет, этим детям не читали сказки. Поколение воспитано смартфоном и телевизором. Кто бы по рукам ударил? Кто бы научил другим играм?

Грустит старушка, вспоминает «миру – мир» и своё октябрятское детство. А была бы не просто старой и усталой женщиной, а бабушкой, усадила бы правнучку на колени и рассказала ей сказку. Как делала давным-давно её бабушка и все бабушки до неё. Но современная старушка считает сказки мусором, и рассчитывать приходится только на зрелых и ответственных воспитательниц. Видимо, бездетных и на полном мужнином обеспечении.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

5 + 1 =