Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Никто не узнает — рецензия на фильм «Перебежчик» / «Подмена» (The Changeling, 1980 г.)

 

Перебежчик - кадр 1«Перебежчик» — этакая скромная легенда. Наградить картину столь громким званием можно потому, что «Перебежчик» входит в 100 лучших фильмов ужасов по мнению деятелей жанра, по версии журнала Time Out, в 100 величайших фильмов ужасов по версии Slant Magazine, ну и в придачу в 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb. Ну а «скромность» картины заключается в малоизвестности широким массам. Действительно, если взять из вышеуказанных списков те же «Психо», «Изгоняющий дьявола» или «Хэллоуин», то где они по всемирной славе и где «Перебежчик»? Но оно и к лучшему, применительно к современному зрителю, который неожиданно для себя может открыть хороший фильм, о котором даже не слышал. Но стоит сразу предупредить фанатов «кровавого и быстрого», что «Перебежчик» — далеко не драйвовая мясорубка, а обстоятельная и размеренная мистическая драма, с элементами детектива и триллера. Впрочем, несмотря на то что прям-таки «ужасных ужасов» в картине мало, картина Питера Медака незримо повлияла на многих более известных жанровых собратьев, вышедших позднее.

Перебежчик - кадр 3Начало у ленты трагическое, с акцентом на ужасающую внезапность и фатальную нелепость смерти. Жена и дочка известного композитора Джона Рассела погибают у него на глазах буквально на ровном месте. Семью раздавливает автомобиль, водитель которого не справился с управлением на тихой проселочной дороге. Через несколько месяцев, слегка придя в себя, Рассел покидает родную обитель, где всё напоминает об усопших, и снимает старый загородный дом. Но и здесь Джону нет покоя, так как в особняке живет призрак, жаждущий поведать страшную тайну.

Перебежчик - кадр 5Безусловно, что «Перебежчик» по сути своей – традиционный фильм про дом с привидением, так что по фабуле и стилистике от него не стоит ждать чего-то большего. Но при условии любви к триллерам подобной направленности, целевая аудитория получит здесь полный набор «призрачных» удовольствий. Причем в рамках относительно малобюджетного кино, картина Медака ничуть не устарела и даже профессионально демонстрирует, как можно нагнать страху без компьютерной графики, за счет виртуозно выстроенной атмосферы и практических эффектов. И можно с высокой степенью уверенности сказать, что Орен Пели, создатель «Паранормального явления», этот фильм смотрел как методичку по звуковым и визуальным скримерам «на натуре». Причем «Перебежчик» объективно дороже, визуально богаче, и субъективно талантливее вышеупомянутого мегахита, но определенные саспенс-наработки и БУ!-вариации «Паранормальное…» от него точно взяло.

Перебежчик - кадр 6Впрочем идейное воздействие «Перебежчика» прослеживается и в куда более ранних, чем «Паранормальное явление», культовых картинах. Так немалое количество зрителей увидели прямую творческую связь творения Медака и легендарного японского «Звонка». Причем связующая нить основывается на одном-единственном сюжетном сходстве, не считая общей «привиденческой» направленности; невинная жертва, погребенная на дне колодца. С одной стороны, это не такая уж сверхоригинальная идея, и подобное вполне могло прийти в головы двух разных авторов, независимо друг от друга. Но при этом писатель Кодзи Судзуки, создатель литературного первоисточника – романа «Звонок», говорил, что на написание его сподвигли не только родная мифология, но и сильные впечатления от хитового хоррора Тоуба Хупера и Стивена Спилберга «Полтергейст». Эта ремарка сейчас дана для понимания – насколько тесно переплетаются заимствования в творческой среде, осознанные и подсознательные, когда в каждом конкретном случае сложно собрать воедино и однозначно констатировать все художественные аллюзии. И говоря о связке «Перебежчик – Звонок», влияние скорее есть, чем его нет, и это лишний раз подчеркивает художественную значимость фильма Медака.

Перебежчик - кадр 4Но помимо субъективных домыслов, есть и реальные подтверждения вдохновляющего эффекта рассматриваемой ленты от мастера жанра. Испанский режиссер Алехандро Аменабар назвал «The Changeling» одним из любимых фильмов, и здесь очевидно стилистическое влияние на его собственный выдающийся мистический триллер «Другие», который без участия «Перебежчика» в качестве креативной искры, точно получился бы каким-нибудь другим. А если обратить внимание на значимость инвалидной коляски в контексте рассказываемой истории в фильме, то невольно возникает еще одна параллель с творчеством другого испанского кинематографиста Жауме Балагеро, а конкретно с его хоррором «Хрупкость». И смотря «Перебежчика» сегодня, важно оценивать его с позиции года выхода, когда возможное скептическое заявление «всё это мы уже видели много раз» по определению неверно, так как именно фильм Медака впоследствии растащен на сюжетные и стилистические цитаты, а не наоборот.

Перебежчик - кадр 7А еще ценность «Перебежчика» в отсутствии персонализированного зла в чистом виде, когда расследование главного героя сводилось бы к обязательному выявлению такового и победы над ним в финальной смертельной схватке. В данном случае важна сама констатации правды, изначально скрытой за семью печатями, причем даже тогда, когда уже фактически некого наказывать. Конечно здесь есть условный отрицательный персонаж, который не хочет обнародования истины, но лишь потому, что невольно стал участником трагического события, кардинально изменившего его жизнь и его же сделавшего «крайним» по прошествии многих лет, ибо больше казнить-то и некого. Посему «Перебежчик» и о том, что тяжкие преступления юридически не должны иметь срока давности, но время само становится палачом для конкретных виновных, рано или поздно неизбежно стирая их с лица земли, а неупокоенная душа в отчаяние обрушивает свой гнев на таких же невиновных, просто чтобы хоть кого-то покарать за свои мучения.

Перебежчик - кадр 2Впоследствии режиссер Питер Медак еще не раз поработает в «страшном» кино, снимая как скромные триллеры для ТВ («Няня» 1980-го) и отдельные эпизоды хоррор-сериалов («Клан вампиров» 1996-го, «Мастера ужасов» 2005-го), так и большие зрелищные фильмы со звездами («Ромео истекает кровью» 1993-го, «Особь 2» 1998-го). Но «Перебежчик» навсегда останется его особой работой, внезапно оказавшей большое влияние на развитие жанра хоррор в целом, будучи грустной мистической драмой о несправедливости и невозможности отмщения.

Страница фильма «Перебежчик» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 8 = 32