Поддержите нас и получите книгу с автографом!

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal Twitter ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 
 

Я, робот — рецензия на фильм «Сатурн 3» (Saturn 3, 1980 г.)

 

Сатурн 3 - кадр 1Провал этого фантастического триллера во многом понятен. При любопытном сюжете, фактически предвосхищающим мотивы «Терминатора» и «Робокопа», проект оказался в руках Джона Бэрри, талантливого кинохудожника, никогда самостоятельно не ставившего полнометражные картины. Формально решение инвесторов резонно; Бэрри являлся автором идеи и опытным визионером, лауреатом «Оскара» за «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда», и работавший с самим Стэнли Кубриком над «Заводным апельсином». Но, увы, режиссерское ремесло оказалось ему не по силам, и Бэрри буквально через несколько дней заменил Стэнли Донен – главный продюсер ленты и опытный постановщик, за плечами которого было более двадцати фильмов, среди которых… ни одного хоррора и научной фантастики. А ведь сейчас снимать приходилось мрачный и жестокий технологичный триллер про безумца, создающего на космической станции безжалостного робота-убийцу. И так получилось, что ясно видевший концепцию и ее потенциальное воплощение Бэрри не смог чисто технически справиться с работой, а собаку съевший на режиссуре Донен, виртуозно делавший комедии и мюзиклы, был бесконечно далек от внеземных ужасов. Посему ни классная работа выдающегося оператора Билли Уильямса («Оскар» за историческую драму «Ганди»), ни участие состоявшейся звезды Кирка Дугласа и двух восходящих – Фарры Фосетт и Харви Кейтеля, не спасли ленту от скверного итогового результата. Хотя стоит отдать должное попытке сотворить напряженное и жуткое кино.

Сатурн 3 - кадр 2Итак, в будущем Солнечная Система освоена куда лучше, чем сейчас. В частности, на планете Сатурн располагается исследовательская станция, на которой трудятся двое ученых, пребывая в многолетней командировке. Впрочем живется им там вполне хорошо, ведь Адам и Алекс (это девушка, не подумайте 😊) – не только коллеги, но и любовники. А еще у них есть собака Салли, ну а больше ничего и не надо для личного счастья. Но однажды уединение удаленных специалистов нарушает визит капитана Бенсона, активного инженера, прилетевшего с Земли. Он планирует надолго задержаться на Сатурне, буквально пока не соберет и всесторонне не испытает Гектора – большого многофункционального робота с человеческим мозгом.

Сатурн 3 - кадр 3Начинается картина чертовски амбициозно, музыкальной и визуальной отсылкой аж к самой «Космической одиссее» Кубрика и настраивает на масштабное кино, которое очень быстро превратится в камерное, пусть и с весомой долей эффектов. Вообще, отвечая на вопрос, а на что вообще по духу похож «Сатурн 3», то самой условно близкой аналогией станет… «Мертвый штиль» Филлипа Нойса. Пусть в нем действие происходит на земле, а в ленте Донена, образно говоря, на небе, в центре сюжета аналогичный треугольник из двух разновозрастных мужиков и одной молодой дамы. Но момент съемок Кирку Дугласу (Адам) было уже шестьдесят три, а Харви Кейтелю (Бенсон) всего лишь сорок, и оба они бесспорно желали тридцатидвухлетнюю Фарру Фосетт (Алекс). Причем первый герой всецело и долго ею обладал, а второй лишь подкатывал, произнося вычурные фразы в отечественном дубляже, типа «У вас отличное тело! Я бы хотел им воспользоваться!». Один из сетевых критиков даже охарактеризовал «Сатурн 3» как «эротическую фантастику», но с этим сложно согласиться. Да, чувственная интрига в фильме присутствует, и Фосетт даже сверкнет обнаженной грудью, но только разок. Зато Кирк Дуглас полностью разденется в кадре, но это уже, мягко говоря, совсем на любителя, в его-то шестьдесят три. Возможно будь на месте престарелой легенды Голливуда более молодой актер, лента имела бы больший кассовый успех. Но тогда пришлось бы переиначивать концепцию противостояния старости и молодости, и зритель на выходе получил во многом другое кино.

Сатурн 3 - кадр 4Что же до фактического результата, то в «Сатурне 3», несмотря на очевидные старания создателей, не получилось по настоящему жуткой атмосферы и напряжения, которые предполагала фабула. По драматургии технически всё сделано правильно (Бенсон медленно, но верно съезжает с катушек, отношения Адама и Алекс подвергаются проверке на прочность, а робот Гектор погружается в безумие вслед за своим создателем), но де-факто фильм и напоминает спектакль, а не искромётный саспенс-триллер. Виной тому и дизайн монструозного робота, который хоть и создавался по рисункам самого Леонардо да Винчи, но на экране упорно не внушает ужас. Вспомните киборга без кожного покрова из первого «Терминатора». Даже при аляповатой (по сегодняшнему восприятию) аниматронике, это был поистине кошмарный образ механического убийцы. А в «Сатурне…» его побратим похож на доброго трансформера, который лишь притворяется бездушным душегубом. Пара-тройка хоррорных сцен публику всё же ждет, но по визуалу это далеко не уровень космического ровесника – «Чужого» Скотта или упомянутых идейных последователей – картин Джеймса Кэмерона и Пола Верховена.

Сатурн 3 - кадр 5Сейчас «Сатурн 3» скорее музейный экспонат, нежели бессмертная классика, интересная во все времена. Посмотреть можно ради именитых актеров, правда далеко не в лучших своих ролях, и ради ностальгии по киноэстетике старой школы. Ну и конечно картина оказала хоть и косвенное, но всё же ощутимое влияние на культовые «кибернетические» экшены и триллеры, от которых зрители кайфуют по сей день, тогда как про «предка» давно забыли, а многие его даже и не знали.

Страница фильма «Сатурн 3» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Я, робот — рецензия на фильм «Сатурн 3» (Saturn 3, 1980 г.)

  • Спасибо, заинтересовали! Даже очень. То, что фильм не космические ужасы, для меня недостатком не является. Интересно будет оценить «триллерность» и драматизм.

    • Касаемо именно «триллерности» в картине есть отличный эпизод, назовем его «соринка в глаз попала». Вот даже ради него одного (как это снято) фильм стоит посмотреть.

Добавить комментарий

  

  

4 × = 16