КРИК-НОВОСТИ

 
 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

О советских фильмах-катастрофах и элементах триллера в них

 
Внимание, цунами

Внимание, цунами

Итак, советский фильм-катастрофа, что он по сути такое? Попробуем разобраться. В период всплеска интереса к жанровому кино в Советском Союзе с 1978-го по 1986-й, помимо впечатляющих фантастических лент, таких как «Через тернии к звездам» и боевиков, подобных «Пиратам ХХ века», было снято пять масштабных и захватывающих фильмов-катастроф. Сделали их режиссеры разной степени таланта. Одни получились хуже, другие лучше, но абсолютно все остались в памяти зрителя и в истории кино, что не может не радовать. Но следует сказать, что еще задолго до «Экипажа» Митты, в Союзе был снят первый наш фильм-катастрофа прекрасным жанровым постановщиком Юнгвальд-Хилькевичем, будущим «отцом мушкетеров» — «Внимание, цунами» (1969 г.). И хотя катастрофа, показанная в фильме, не сказать что так уж масштабна, даже если сравнивать не с Голливудом, а с более поздними образцами советского жанра, а акцент по-советски более сосредоточен на драме человеческих характеров, всё равно фильм, как первый отечественный жанровый образец, производит определенное впечатление.

Экипаж

Экипаж

Следующим был самый кассовый и масштабный наш фильм-катастрофа «Экипаж», на долгие годы ставший эталоном жанр. Кстати пересмотрев его недавно, специально чтобы сравнить с современным ремейком, я с удивлением понял — насколько этот старый фильм драйвовее и волнительнее, несмотря на иногда проглядывающий картон. Сколь органично сделан в нем синтез драмы человеческих характеров и выживальческой катастрофы, когда герои поставлены на грань жизни и смерти, и ты, как зритель, буквально втянут в это не отпускающее движение действия. Нельзя, конечно, не упомянуть, почему в Советском Союзе всё это так работало; не секрет, что в целом советское кино было статично. В нем с одинаковым приоритетом преобладала либо городская драма, либо драма деревенская. В придачу к этому шла революционная социальная тема, в которой драйвовые по стилю картины, имеющие яркие признаки жанровости, встречались. Характерные примеры — «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Белое солнце пустыни», но к концу семидесятых даже идеологи советского кино понимали — ситуацию нужно было менять, и произошло обращение к жанровому кино. Так как в целом многая жанровая западная продукция, те же «Ад в поднебесье» или «Аэропорт», в советское время были почти недоступны советскому зрителю, режиссерам из СССР, взявшимся за жанр, приходилось до всего доходить самим. И вполне очевидно, что несмотря на видное невооруженным взглядом техническое отставание, преимущество в советском жанре заключалось в глубокой разработке характеров и драматургии.

34-й скорый

34-й скорый

Следующий после «Экипажа» отечественный «катастрофический» фильм  о загоревшемся поезде «34-й скорый», вышел в 1981 году, и был поставлен самым жанровым советским режиссером Андреем Малюковым. И несмотря на то, что в «34-м…» действие происходит в поезде, а в «Экипаже» — в самолете, стилистически они похожи. Разве что Малюков обошелся без пролога о судьбах героев, предваряющих катастрофу, у него всё вместилось в хронометраж девяноста минут. У ленты Малюкова один недостаток — она слишком перенаселена персонажами, некоторые даже появляются, не имея дальнейшего развития в драматургии фильма, и это портит его стилистическое восприятие. Но в целом в показе катастрофы, в драматургии отдельных характеров — лента очень даже хороша, и смотрится от начала до конца на одном дыхании. В отдельных моментах картина поднимается до трагедийных высот в подаче подвига обычных людей в экстремальных, буквально «триллерных» обстоятельствах. Стилистически более цельным в подаче темы вынужденного выживания и подвига, оказался более поздний фильм-катастрофа «Поезд вне расписания» (1985 г.), но только потому, что там персонажей было всего четыре, режиссер каждого героя мог нарисовать драматургически цельным планом.

Тревожное воскресенье

Тревожное воскресенье

«Тревожное воскресенье» Рудольфа Фрунтова, тоже жанрового советского постановщика, получилось немногим лучше, чем «34-й скорый», более цельным. В портовом городе загорелся пришвартованный иностранный танкер. По роковой случайности четверо портовых рабочих оказались заблокированы разросшимся пожаром где-то в машинном отделении, почти на дне… Собственно вся история строится на том, как эти четверо пробивают дорогу наверх через ад горящего судна, в то время как снаружи почти все службы города ведут борьбу с дьявольским пожаром, готовым уже перекинутся на город, и о рабочих, оставшихся в горящем аду, мало кто знает. По накалу страстей, явленных на экране, фильм вообще почти ничем не уступает «Экипажу», а в некоторых моментах даже превосходит его динамикой. Картина имеет в своей основе прекрасное триллерное напряжение; как от сцен со смертельно разбушевавшейся стихией, так и от сцен, в которых показано, как проявляется тот или иной человек в определенных обстоятельствах.

Прорыв

Прорыв

Ну и наконец последние два советских фильма-катастрофы «Поезд вне расписания» и «Прорыв» стали, как не горько это звучит, своеобразным реквиемом всему советскому жанру, золотая эпоха которого пришлась на десятилетие 1978/1986. Так в «Поезде вне расписания» жанр масштабной катастрофы потерпел локализацию, и в горящем, неуправляемом составе волею случая оказываются всего четыре человека. А в «Прорыве» катастрофа вновь глобальна, к тому же в ее основе лежат невыдуманные факты борьбы метростроевцев со стихией, прорвавшейся в город.

Метро

Метро

Итак, вкратце мы разобрали, что такое советский фильм-катастрофа. Как правило, если такой фильм выпускали на экраны, то запрещали в открытую называть подобную картину «катастрофой». Дело в том, что в советское время конечно разбивались самолеты и горели поезда, но все подобные факты, вплоть до страха заключения, по-максимуму замалчивались. Нежелательной, эдакой падчерицей, осталась сия благодатная тема в советском кино. С наступлением Перестройки ситуация могла бы изменится, но тут уже всем стало не до фильмов-катастроф. На смену романтике подвига пришла перестроечная чернуха, на многие годы перечеркнувшая жанр. Лишь спустя тридцать с лишним лет были сняты «Метро» и «Экипаж» — новейшие наши фильмы в жанре катастрофы.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 1 = 4