ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

По новому о старом «Вие» — небольшое размышление о классике жанра.

 

Вий - кадр 1«Вий есть колоссальное создание простонародного воображения!» — ну кто же не помнит с детства эту искрометную фразу, согласитесь. Но завороженный образом чудовища с железными веками, я и подумать бы не мог , какое влияние оно окажет на всю последующую мировую литературу, а затем и на кинематограф, эта вроде бы такая незатейливая вещица. В самом деле «Вий» Гоголя не несет читателю никаких социальных откровений, не призывает к борьбе, или к чему-то подобному. Но она несет другое откровение, и это есть ни что подобное, как откровение жанра, когда ты лихорадочно переворачиваешь страницы, и сердце стучит в предвкушении чего-то крайне необычного! Повесть Гоголя есть первый жанровый хит в России, а ведь редко случается, когда жанровое произведение было в фаворе у критиков, но к счастью с «Вием» случилось именно так.

Вий - кадр 2Собственно я никогда ни считал, что эта вещь Гоголя несет в себе какие то эзотерические смыслы. Это чистой воды развлечение, первый мистический триллер по сути в истории русской литературы. Потому что написано с азартом, с огнем, ни до, ни после, ни в девятнадцатом, ни в двадцатом ничего подобного уже не было, и это факт. Были другие писатели-мистики, но собственно так, как написан Гоголевский «Вий», с таким задором, с таким талантом написать бы не смог никто. Маленькая вещь эта так и остается непревзойденной вершиной русского мистицизма, титанической глыбой. А по сути, не касаясь Белинского и оных, многие современники считали эту вещицу Гоголя пустяком и ставили ниже таких программных вещей, как, например, «Мертвые души» или «Ревизор». Но собственно непонятно, почему? Есть взять написанные почти одновременно «Упыря» или «Семью вурдалаков» Алексея Толстого, то он сам признавал написаное как чистой воды развлечение, упражнение в жанре, мистический пустячок. А в «Вие» все же есть очень драматическая линия Хомы Брута, не устоявшего перед атакующей нечистью. Тем не менее для многих «Вий» как был, так и остается забавным жанровым пустячком великого гения, ну обидно, право. Вещь-то на деле поколенческая, знаковая, на два века определившая многое в развитии хоррора, причем не только нашего.

Вий - кадр 3Когда в шестидесятые годы великий кинорежиссер и директор «Мосфильма» Иван Пырьев задумал экранизировать «Вия», изначально сам не желая снимать из-за особых смыслов или даже критики религии, которая там безусловно звучит. Но к концу жизни Пырьев все более и более тяготел к жанровому кино, и выбор его пал на вещь Гоголя, как на возможность создания первого чистого жанрового фильма в России. Занятость «Братьями Карамазовыми» заставила его отдать материал в руки молодых кинорежиссеров Кропачева и Ершова. Но в итоге молодые таланты создали нечто такое, что стало больше, чем просто жанровый фильм. Говорят, что изначально помимо аттракционов там была и философия и глубина, а Вий представал в более простом человеческом облике старика. Гнев Пырьева был беспощаден, режиссеров не отстранили, но сделали вторыми ролями после всемогущего сказочника Птушко, который превратил философский по сути хоррор в парад-алле различных монстров в финале, и сделал первый в советской стране кассовый жанровый фильм, взорвавший тогдашний достаточно серый кинопрокат. Фильм позже окупился во сто крат, был продан за рубеж и почти два десятилетия шел в советском прокате (!) факт невиданный! Говорю, что знаю, потому что уже в восьмидесятых мы, школьники, неоднократно ходили на него в различные кинотеатры Магнитогорска.

Вий - кадр 4Говоря о литературе, не оговорюсь, если скажу, что «Вий» оказал неоценимое влияние на развитие русской мистической литературы и на кино, о нем написаны тонны бумаги различных литературоведческих исследований. Ну и конечно это, без сомнения, бессмертная вещь, которая переживет ещё многие века, вот тебе и хоррор — низкий жанр! Подводя итог, скажу, что «Вий» не только этапная вещь для русского мистицизма в целом. Это вершина, которую пока не удалось покорить ни одному писателю, работающему в жанре хоррор, но все достижимо. За полвека, прошедшего со дня выхода фильма, этот ветеран жанра, ну или по ироничному — советского хоррорпрома, нисколько не утратил своего неисчезающего обаяния! Отличный пример для новоприбывших Российских хоррормейкеров.

Страница фильма «Вий» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

25 − 22 =