Все собираюсь на Клуб-Крике сделать подборку со страшными медведями, благо эти иногда устрашающие звери заслужили место на темном портале. Но что касается советского и российского кино, то тема косолапых тут как-то крайне скудна; был «Злой дух Ямбуя» в семидесятых, и вот, собственно, сюрреалистическая страшилка «Медвежуть» в мультформате. Эта десятиминутная изящная визуализация страшных медвежьих снов — прямое следствие психоделической советской мультипликации, которой более интересно было подсознательное, чем явное. Мультипликация в 1988 году, как и страна, уверено шли к надвигающейся пропасти. После крушения Советского Союза мультипликация как явление практически исчезла, уступив место коммерческим рисованным клипам, типа «Зайка моя», помните?
«Медвежуть» можно ругать, можно не замечать, можно не понимать, но ясно одно — время подобных мультов ушло безвозвратно. Мультов, которые умели тонко балансировать на тонкой грани кино, как взрослого, так и детского. А «Медвежуть», она как бы и находится на такой приграничной территории, детской и одновременно взрослой мультипликации, и в свое время вызвала немало споров. Да, без сомнения сюжет — чистая аллегория; медведь видит три сна подряд, и один идет абсурдней другого. Третий — так вовсе чистый хоррор; звери находят в лесу таинственный куб, из которого сыплются блага, кому рыба, кому морковь, кому желуди, и все в неограниченном количестве. Разумеется ни к чему хорошему это не приводит, звери от дармовой пиши дурнеют и толстеют, а затем из куба вылезает динозавр и съедает всех, что называется «приехали».
Но все же, если вдуматься, что же хотели сказать авторы таким неоднозначным сюжетом? В отзывах некоторых критиков мне пришлось прочесть, мол здесь зашифрованы скрытые аллюзии на Россию. Недаром мол медведь, который есть негласный символ страны, видит сокрытые смыслы, которых наяву увидеть никак не сможет. А комар, заменяющий будильник, источник вечного его раздражения — типа аллегория также, чего-то, что пытается разбудить Россию от вековой спячки.
Не знаю, как по мне, так кажется, что маленький коллектив из трех мультрежиссеров просто славно подурачился не более, но получился в итоге сюрный и страшный сюжет, один из шедевров поздней советской мультипликации. А стилистика страшного абсурда стала для советского мультпрома будто совсем обычным явлением. Сейчас я бы с удовольствием посмотрел бы что-нибудь подобное созданное уже в России, но, увы, времена подобных мультфильмов ушли если не безвозвратно, то по крайней мере надолго.
P.S. И все же следует добавить, я на стадии написания этой минирецензии думал, к какой же категории хоррора отнести данное произведение? Чего здесь больше? Ужаса? Сюрреализма? Аллегоричности? Но все же пришел к выводу, что данный мультфильм следует отнести к категории юмористического ужастика. Потому что наряду с тем, что страшно, это ещё и гомерически смешно, что более относится к первым двум новеллам этого сновиденческого микроальманаха.
Добавить комментарий