Бытует мнение, что для современных киношников величайшая трагедия ХХ века превратилась в эффектный аттракцион. Много воды утекло со Второй Мировой, и все реже на экраны выходят монументальные душераздирающие драмы типа «Списка Шиндлера», но всё чаще а-ля майклбэевский «Пёрл-Харбор» и бондарчуковский «Сталинград». Конечно и упомянутые ленты рассказывают об ужасах войны, но в первую очередь они сделаны ради красочной картинки и феерического экшена. Насколько это уместно – каждый судит сам, но что бойня в кино с развитием технологий становится всё гламурнее – факт. И возможно к чисто развлекушным военным фильмам стоит относиться легкомысленно. Понимая, что какие бы реальные события они не затрагивали, это всего лишь адреналиновое зрелище, не призванное оскорблять чувства ветеранов и их потомков.
Тем, кто не знаком с историей, название хоррор-боевика «Оверлорд» покажется странным и безассоциативным. Разве что владеющие английским переведут его как «повелитель» и удивятся – почему это не сделано в русской локализации? А дело в том, что Overlord – легендарная армейская операция, высадка союзных войск в Нормандии в 1944 году. В ее рамках развивается страшно-фантастический сюжет о группе нацистов, практикующих чудовищные эксперименты над живыми и мертвыми врагами. Именно с ними столкнется отряд американских десантников, выполняющий ответственное боевое задание.
В начальной сцене режиссер Джулиус Эйвери явно вдохновлялся творчеством старшего коллеги Стивена Спилберга. Ведь и в «Спасти рядового Райана» речь шла об открытии Второго Фронта, и стартовала картина высадкой морской пехоты на шквально обстреливаемый берег. В «Оверлорде» пролог предстает менее масштабным и художественно изящным, но также брутальным и крутым зрелищем – выброской диверсионной группы для подавления фашистского узла связи. У Эйвери реально получился блестящий вводный эпизод, который запомнится, даже если остальное действие разочарует. Вы буквально находитесь внутри самолета вместе с солдатами, идущими на смерть, кишками чувствуете их напряжение, страх и боль, когда пули начнут решетить самолет и выпрыгнуть успеют далеко не все…
Далее режиссер еще долго идет по пути военно-реалистичного триллера, в котором десантники в тылу врага подбираются к намеченной цели, даже не представляя, что их ждет внутри. Эйвери мастерски оперирует как саспенсом, так и экшеном, когда и в отсутствии жутко-фантастических элементов фильм увлекает и впечатляет. Кому-то дохоррорный период покажется излишне затянутым, но в этом и состоит плановая «фишка» — внезапное превращение «Спасти рядового Райана» в «Обитель зла».
Конечно не стоит перехваливать «Оверлорд», так как это лишь забористый шутер, в котором по мере приближения к финалу все больше забываешь, что он «как бы о Второй Мировой». При желании и в контексте трэшевой истории с зомби-мутантами можно провести параллель с реальными гитлеровскими кошмарами, например опытами Йозефа Менгеле, но вряд ли создатели картины сознательно добивались подобной аллюзии. А вот цепляющая атмосфера и отменный визуал без сомнения получились, как и «взрослый» подход к жутким обликам «пациентов».
Еще одна модель восприятия «Оверлорда» — это ирония над абсурдистской напыщенностью нацистской партии, которая и без научного апгрейда относила себя к высшей расе. А здесь и так СверхЧеловеки по убеждениям пытаются стать еще божественнее, превращая себя в бессмертных воинов. Но всем известен реальный финал позорной гордыни, и даже развлекательное кино четко доносит мысль, что у этого вЕЛИКОГО зЛА не был шансов на долгое существование.
Идея у фильма интересная — надо посмотреть. Высадка в Нормандии была самой кровопролитной операцией для американцев. Ее Спилберг показал в «Спасти рядового Райана».