ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Мистические экранизации Николая Васильевича Гоголя — обзор

 

Страшная местьВ связи с выходом финальной главы «Страшная месть», трилогии, где в качестве центрального персонажа сам Николай Васильевич, неплохо было бы вспомнить все его экранизации, лежащие в русле мистики. Из обзора я исключу лишь «Вия» 1967-го года и «Вия» 2014-го, потому что эти фильмы и так на слуху, о них пишут и говорят, а хочется вспомнить именно уже о позабытых экранизациях.

Майская ночь, или Утопленница

Майская ночь, или Утопленница

Несколько раз экранизировались произведения Гоголя в немом кино, еще до революции. Но найти эти фильмы и проверить — так ли это, к сожалению представляется маловозможным. Первое же обращение к мистическому наследию Гоголя сделал великий сказочник Александр Артурович Роу — «Майская ночь или Утопленница» (1952 г.), экранизация мистической новеллы, в которой сильны законы хоррора. Для Роу это вообще-то было вполне закономерно, ибо «Василиса Прекрасная» и «Кащей Бессмертный» с полным правом подходят под категорию «сказочные хорроры». В «Утопленнице» Роу продолжает эту традицию, в отличии от более поздних картин, где стиль его более переместился в комичность. История о том, как сын сельского старосты никак не может получить от отца согласия на брак с простолюдинкой, от бытовых мотивов плавно перетекает в напряженную мистическую историю, где задействованы ведьмы, утопленницы, и всяческая нечистая сила.

В общем-то вся эта нечисть доброжелательна к отроку, и всячески стремится ему помочь соединиться с возлюбленной. Здесь всего понемножку. Есть и страшные моменты, есть и веселые, а есть и какие-то интересные заморочки от авторов, потому в вихре карнавального балагана Сорочинской ярмарки ее мотив тоже присутствует. Не всегда поймешь — где нечисть а где маска, но тем оно и ценнее. Эта первая довольно неплохая мистическая экранизация Гоголя.

Шинель

Шинель

Следующая экранизация — «Шинель» Алексея Баталова. Она конечно более реалистическая по исполнению, но нам она интересна тем, что в финале фильма появляется мистический эпизод с возникновением Башмачкина-призрака, срывающего шинели с богатых господ. Этот эпизод настолько филигранен по исполнению, и настолько шокирует и врезается в память, что я назвал бы его одним из лучших мистических эпизодов в нашем советском кино. Наверно просто потому, что такого никак ни ждешь от подобного фильма.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Вечера на хуторе близ Диканьки

Следующая экранизация вновь от Александра Артуровича Роу, и нужно сказать (что признают и зрители и кинокритики) самая удачная, наряду с «Вием» — «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 г.). Это, несмотря на присутствие черта, совсем не страшная, а наоборот — очень веселая мистика, наполненная добрым, сочным юмором с украинским колоритом. Черт, Солоха, Пузатый Пацюк, полеты верхом на черте из Диканьки в Петербург, вареники, сами прыгающие в рот, самоходящие мешки, и многое многое другое. Кажется Роу в этом фильме будто превзошел самого себя. Фильм по праву считается шедевром советского кинематографа, и вполне заслуженно. И это было последнее обращение Роу к жанру сказочной мистики.

Пропавшая грамота

Пропавшая грамота

Далее, пропустив «Вия», обращаемся к следующей мистической экранизации — «Пропавшая грамота» (1972 г.), снятой на Украине кинорежиссером Борисом Ивченко. Фильм замечательный, но в нем авторами было привнесено очень много мистики, поэтому чиновники несколько лет не выпускали фильм на экран, боялись, несмотря на то, что был уже «Вий» с его ошеломляющим успехом. Но с другой стороны это можно понять, ведь казакам в «Пропавшей грамоте » противостоит сам хозяин преисподней, конечно это было очень смело для того времени. Опять же нужно сказать, мистика в фильме Ивченко скорее сатирически веселая, очень гоголевская по духу, нежели страшная. Фильм несколько лет пролежал на полке, а когда вышел в прокат, то прошел незамеченным, время было упущено.

Нос

Нос

Следующая мистическая экранизация — «Нос» Ролана Быкова (1977 г.) и вовсе получилась малоудачной. Во-первых хронометраж картины был неимоверно растянут, добавлено много того, чего не было у Гоголя. И всё для того, чтобы из короткой повести сотворить полнометражный кинофильм. Обидная неудача великого кинорежиссера, фильм получился томительно скучным, со множеством длиннот, в то время как сама повесть была емкой, лаконичной по построению.

Вий

Вий

Ну и последняя экранизация с мистическим колоритом, которую я хочу упомянуть, мультфильм, снятый на Украине — «Вий» (1996 г.). Неплохая по сути экранизация, кстати наиболее близкая по духу знаменитому фильму 1967-го года, чем две последующие экранизации этой вещи, в которых много было добавлено не от Гоголя. И я бы даже сказал по-настоящему страшная, но хронометраж мультфильма слишком мал (20 минут) для подобной экранизации, поэтому многое опущено и урезано, и все слишком скоротечно. Но Вий со свитой присутствуют, и к счастью здесь всё как нужно.

Как видим, мистических фильмов по произведениям Гоголя было не так уж много, но каждый из них все равно имеет большое значение для миропостроения вселенной российского кино хоррора.

Фильмография мистических экранизаций Гоголя.
«Пропавшая грамота» (1945) — мультфильм
«Майская ночь или Утопленница» (1952)
«Шинель» (1959)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962)
«Вий» (1967)
«Пропавшая грамота» (1972)
«Нос» (1977)
«Вий» (1996) — мультфильм
«Ведьма» (2006)
«Вий» (2014)

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Мистические экранизации Николая Васильевича Гоголя — обзор

  • Отличный материал к выходу финальной главы фэнтезийной интерпретации творчества Николая Васильевича. Важно, что про большинство фильмов, освещенных в материале, большинство не просто забыло, но и вообще не ведало. И когда возникает вопрос — «А чего у нас в стране почти никогда не было мистического кино?», напрашивается ответ — «Было! Просто вы про него не знаете…»

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

4 + 2 =