Первый блин не всегда комом, особенно у того, кто усиленно старается. Сейчас Святослава Подгаевского считают одним из самых компетентных российских хоррормейкеров, благодаря его четкому пониманию специфики жанра ужасов. Недавние «Невеста» и «Пиковая дама: Черный обряд» неплохо прошли в прокате, доказывая, что не только отечественные комедии способны приносить прибыль и нравиться нашему зрителю. А начинал Подгаевский в большом кино со скромного «Владения 18», пусть не выстрелившего весомыми сборами, но зародившего надежду на развитие российской хоррор-индустрии. Ведь де-факто дебют Станислава – технически и художественно стереотипный жутик, не претендующий на почетное место в истории кинематографа, а призванный качественно развлечь целевую аудиторию.
С одной стороны Подгаевский берет за основу классическую заморскую завязку — «они въехали в новый зловещий дом», но с другой эксплуатирует насущную русскую засаду – квартирный вопрос, или мечту о «своем» жилище у многих юных семей. Поэтому когда молодожены вдруг получают манну небесную – дешевую хату в современной многоэтажке, сей факт дико настораживает. Но герои «Владения» забывают про избитую истину о «бесплатном сыре» и радостно вселяются в новую квартиру. И в соответствии со слоганом «Зло живет по соседству», на ребят обрушивается волна неприятностей, как будто сам дом норовит быстро выгнать непрошенных гостей…
Режиссер хрестоматийно выстраивает повествование, по нарастающей нагнетая напряжение и максимально долго сохраняя интригу происходящего. Пусть Подгаевский оперирует классическими хоррор-приемами, которые вряд ли удивят знатоков жанра, но при этом рассказывает занятную историю, секрет которой непросто разгадать. Положа руку на сердце, сюжет далек от «высокой драмы», фактически бульварный и надуманный, но режиссер и стремился лишь хорошо попугать зрителя, без художественных откровений и смыслового посыла. Мрачный видеоряд под зловещий саундтрек, скримеры и паранойя царят на экране, всеми силами работая на целевую аудиторию. И пожалуй «Владение» могло бы стать настоящим событием в отечественном жанровом кинематографе, если бы не несколько существенных «но».
Увы, сегодняшний зритель сильно избалован первоклассными спецэффектами, чем, к сожалению, не может похвастаться данный проект. Страшно-демонические рожи и визуальные кошмары по реалистичности явно проигрывают популярным иностранным образцам, а посему не бьют по нервам с требуемой силой. Актеры однозначно стараются, но также кажутся лишь бледными копиями типажей зарубежных хорроров. По всем статьям «Владение» невольно сравнивается со множеством классических фильмов, из которых оно черпает вдохновение, отнюдь не в свою пользу. А еще больше усугубляет ситуацию модное неприятие нашим зрителем нашего же остросюжетного кино, когда оно по определению записывается в отстой еще до начала просмотра. Поэтому к российским триллерам/хоррорам изначально предъявлены очень высокие требования, и такому фильму просто сложно понравиться, хотя бы в своих явных достоинствах в противовес неизбежным минусам, связанным с недостатком совокупного опыта всей съемочной группы в создании «страшных» картин.
Радует, что кассовый провал большого дебюта не сбил Подгаевского с избранного творческого пути и стимулировав снимать всё более совершенные фильмы ужасов, куда лучше оцененные и публикой, и критиками, и иностранными специалистами. «Владение 18» можно охарактеризовать как перезапуск новороссийского хоррора, фактически сделанного по мировым стандартам и с честью проигравшего в битве за зрительскую любовь. Вряд ли когда-нибудь «Владение» будет глобально переосмыслено в лучшую сторону (как к примеру «Нечто» Карпентера), но оно останется отнюдь не беспомощной первой ласточкой в становлении хоррор-индустрии в России.
Вовремя ты написал. Я тоже скачал, решил пересмотреть. Всё-таки интересный дебют, причём в нём и российский колорит есть, в отличие от следующего фильма Подгаевского.
Мне вот сейчас очень интересно, что получится из «Русалки», узнаем уже очень скоро…