Как не крути, а кинорежиссер Вадим Шмелев талантлив, и начинал он весьма недурно. Телевизионный многосерийный триллер «Игра на выбывание» держит в напряжении от первой до последней серии. Как в книге лихорадочно перелистываешь страницы, так здесь изощренный маньяк-игрок все серии постоянно меняет лики, маски, гениально мимикрируя просто на ходу, перевоплощается то в клоуна, то еще в какого-нибудь персонажа, водя незадачливого следователя за нос, а то и подставляя его. Даже сам финал с разоблачением игрока сделает несколько витиеватых действий, прежде чем зритель, не успевающий перевести дух от фантазии авторов, наконец поймет — кто на самом деле игрок. За это время даже несколько раз успеваешь возненавидеть бедного следователя, потому что схватка с игроком выстроена так, что точно на него подумаешь.
В позднем творчестве, в хорроре особенно, Шмелев уже заметно сдал позиции, хотя его неоднократно обруганный «С.С.Д.», на мой взгляд, недооценен. Но видимо время этого фильма еще не пришло, и на волне ностальгии кто-то еще вспомнит о нем не раз. В «С.С.Д.» там немного иное, чем в «Игре на выбывание», там все более страшно, демонически страшно, и маньяк подчинен некоей потусторонней силе, играющей им. В игре просто какой-то задор, свободный полет фантазии, и маньяку-снайперу нужны не столько эти жертвы, сколько безумное коловращение жизни, разнузданная игра с переодеваниями, хотя конечно и от больших денег, требуемых от жильцов элитного дома, он не откажется.
В «С.С.Д.» есть тень какой-то философии, и в более поздней «Школе», которая так и не была снята, тоже что-то есть, я читал часть сценария. А вот «Игра на выбывание» — этой чистой воды развлекушка, без претензий на что-то более, тем не менее спустя четырнадцать лет фильм не забылся, как многие сериалы того времени. В фильмах и телесериалах нулевых, которые стали как бы переходной формой от трэшаков девяностых к качественным телесериалам нашего времени, постоянно ставились какие-то эксперименты. К сожалению не все они попали в цель, но некую ноосферу жанрового российского хоррора выстроили, слава Богу.
К сожалению в «Игре на выбывание» очень неудачен выбор актера на роль Игрока, после бурлеска и фейерверка, каскада переодеваний ожидаешь увидеть кого угодно, но только не этого актера с каменным лицом, извините — не верю. Хотя актер в «С.С.Д.» тоже менее всего походил на маньяка, но тем не менее убедил, а вот Игрок — увы, нет. Как-то нет веры, что человек с лицом степенного чиновника так долго наводил ужас на стольких людей, но это мое единоличное мнение, не хочу никому его навязывать. Как развлечение фильм совсем даже неплох, достаточно динамичен, и не даст заскучать ни на минуту. Вообще, конечно, Вадим Шмелев и как ряд других режиссеров, пришедших в кино и сериалы в нулевые, более тяготели к созданию жанрового кино, чем к какому-нибудь артхаусу, одни с успехом, другие нет, в этом преуспели. Хотя эти фильмы — более некая переходная форма от чего-то к чему-то, нежели полноценное и по-настоящему качественное жанровое кино. Но все-таки эти режиссеры своими опусами, подчас наивными, подчас провальными, проложили некую тропу, по которой до сих пор (все ещё впрочем робко) пробирается наше жанровое кино. Вадим Шмелев же, и его фильмы, занимают свое место в нише нового российского кинематографа по праву.
Добавить комментарий